Клаус Лейдорф – талантливый, подчас один из самых знаменитых фотографов современности. Его работы вызывают рябь в глазах и приятные покалывания в сердце, а всё потому, что сделаны они из кабины самолёта.
В этих фотографиях можно увидеть удачную компоновку объектов, но постарайтесь заметить взаимовыгодный симбиоз таланта и правильно подобранных объективов, а особое внимание обратить на последнее – именно вопрос правильного выбора объектива раскроет для Вас в этой публикации портал TheDifference.ru.
Итак, объектив – это дополнение к фотокамере, оптический элемент, выполняющий функцию проецирования изображения на светочувствительную матрицу, находящуюся непосредственно в фотоаппарате.
Определим, какие виды объективов бывают.
Углы и фокусы объективов
Изображение скажет нам больше, чем слова. У объективов есть два определяющих параметра: угол обзора и фокусное расстояние, и, как Вы догадались, они взаимосвязаны. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора; при наращивании одного параметра приходится жертвовать другим.
Соответственно, объективы с наибольшим фокусным расстоянием называют сверхдлиннофокусными (на проф. жаргоне «телеки» или «телевики»), с наибольшим углом обзора – сверхширокоугольными (на проф. жаргоне «ширики»).
На объективах производитель, как правило, записывает только фокусное расстояние, выраженное в миллиметрах. Теоретически, можно обозначить и минимальный-максимальный угол обзора, но поскольку в этом видна выраженная обратная зависимость, такие меры не являются необходимостью.
Чтобы наглядно увидеть различие в работе «шириков» и «телеков», взгляните на наглядный пример:
Первое изображение сделано широкоугольным объективом, второе – объективом со стандартным фокусным расстоянием, третье – длиннофокусным. Удивительная аналогия с человеческим глазом: человек, концентрируясь на отдалённом предмете, сужает свой угол обзора.
Широкоугольные объективы будут идеальным вариантом для съёмки архитектурных достопримечательностей или красивых панорамных видов, когда требуется захватить в одном кадре как можно больше деталей.
Плюсы. Компактность, способность охватить большую площадь кадра.
Минусы. При использовании широкоугольного объектива приходится более тщательно отбирать элементы кадра, дабы на готовом изображении не оказалось ничего лишнего.
Хорошо подходят для любительской съёмки, но не стоит возлагать на них узкопрофильные высокохудожественные задачи.
Плюсы. В целом, универсальны. Поставляются в комлекте с камерой, и их не нужно приобретать отдельно.
Минусы. Посредственные характеристики.
Палочка-выручалочка для фотографов, работающих с объектами, к которым сложно приблизиться физически.
Плюсы. Возможность получения детализированного снимка отдалённого объекта.
Минусы. Громоздкая конструкция.
За внешней вычурностью этих определений скрывается глубоко укоренившийся технический смысл, ибо в штатных условиях этих «невиданных зверей» не именуют. Разве что в муштрованной официальной документации, да и та выходит из под пера её составителя после переработки, когда приходится клавишей «Backspace» стирать случайно проскочившее «зум» или «фикс». В любом случае, запомните эти определения.
И их значения, разумеется. Фиксами называются объективы, обделенные способностью зумирования, т.е. увеличения или уменьшения фокусного расстояния. Зумы, соответственно, представляют собой прогрессивный виток эволюции фотообъективов с наличием соответствующей возможности.
Зумы хорошо подходят для решения многоплановых задач.
Плюсы. Возможность зумирования кадра.
Минусы. Сложность конструкции, высокая цена
Если замыслы, которые Вы планируете осуществлять при помощи фотокамеры, в своём большинстве однотипны, будь то художественная съёмка натюрмортов или фотосессия, фикс будет подходящим вариантом покупки.
Плюсы. Компактность, простота конструкции, низкая цена
Минусы. Невозможность зумирования.
В комплекте к любой фотокамере прилагается стандартный объектив, который часто называют «китовым» несмотря на то, что ничего общего с касатками тот не имеет.
Как правило, китовая оптика имеет функцию зумирования. Её фокусное расстояние зачастую определяется промежутком от 30 до 60 мм, т.е. угол обзора такого объектива практически эквивалентен углу обзора человеческого глаза.
Объектив такого класса весьма посредственен, но он с лёгкостью выполнит простые задачи, например, портретную съёмку или несложную фотосессию. Если на первое время ваш круг задач не превысит указанный, то торопиться с покупкой дополнительного «обмундирования» не стоит.
В каждую цифровую камеру встроена прямоугольная светочувствительная матрица – то изображение, которое на неё проецируется, и является конечным. Размер этой матрицы всегда следует принимать во внимание при выборе объектива, но не фактический размер, который выражается длиной сторон, а относительный. Именно это относительное число называется crop-фактором.
Crop-фактор в своей величине варьируется от 1 (идеальное значение) до 1,5 в хороших камерах. Чтобы знать, какая часть пространства попадёт в кадр, следует разделить угол обзора объектива на кроп-фактор. Если купленная Вами камера имеет кроп-фактор, равный 2, то при приобретении сверхширокоугольного объектива его максимальный угол обзора будет равняться не 180 градусам, а 90.
Каждый из объективов предназначен для установки на камеру с определённым кроп-фактором. Перед покупкой удостоверьтесь, что объектив и камера совместимы.
Светочувствительность определяет светопропускную способность линз. Иными словами, какое максимальное количество света может пропустить через себя оптика объектива. Чем Выше светочувствительность, тем универсальнее объектив.
Величина светочувствительности объектива записывается в виде сокращений «F число» или «f / число». Чем ниже значение, тем выше светочувствительность. О наивысшей светочувствительности говорит значение «F1» или «f/1». Хороший показатель – от 1 до 2,2. Средний – от 2,2 до 3,2. Дальнейшие вариации, пожалуй, можно опустить.
Для ночной съёмки лучше выбирать объектив с высокой или максимальной светочувствительностью. Для дневной вполне подойдёт объектив средней светочувствительности.
Стоит определиться, удовлетворяет ли Вашим потребностям стандартный объектив.
Если не удовлетворяет, стоит подробно проработать собственные требования к объективу. Прежде всего, обратить внимание на фокусное расстояние. Для съёмки архитектуры, при которой лично Вам не важны отдельные детали, хорошой подойдёт широкоугольный объектив. Для туристической съёмки, особенно, в горных районах, т.е. когда зачастую нет возможности физически приблизиться к объекту съёмки, не будет лишним присмотреться к длиннофокусному объективу.
Зум или фикс? Для свадебных или модельных фотосессий, при которых съёмка производится с одного и того же ракуса, можно приобрести стандартный фикс, поскольку ввиду конструктивной простоты его стоимость будет относительно низкой. В иных случаях потребуется объектив с зумированием.
Для ночной съёмки необходимо приобрести высоко светочувствительый объектив.
И последнее: никогда не следует забывать делить угол обзора на кроп-фактор.