До сих пор в Новгородской области не было вице-губернатора именно по внутренней политике, как во многих других регионах. С 16 апреля на эту должность был назначен коренной новгородец Максим Владимиров. Он окончил НовГУ и Северо-Западную академию госслужбы, работал ранее в областной администрации и администрации Великого Новгорода, в аппарате партии «Единая Россия», причём и у нас в области, и на федеральном уровне с 2012 года. На интервью Максим Владимиров пришёл перед субботником и, судя по звонкам, иногда прерывающим разговор, уже погружен в новгородскую специфику.
— Максим Владимирович, с возвращением в родные пенаты!
— Спасибо! Если бы я хотел навсегда уехать в Москву или Петербург, я бы это сделал еще сразу после школы, когда принимал решение о том, где учиться дальше. Но я остался в Новгороде, на моей малой родине, как бы пафосно это ни звучало. Я коренной новгородец, здесь мои родители и семья. Так сложилось, что я несколько раз уезжал на работу в разные города, в последний раз — в столицу. И всегда возвращался. Для меня это был новый опыт, новые знания, и я намерен посвятить их родному региону. Тем более что команда губернатора Андрея Никитина пришла в область с новыми подходами к решению накопившихся проблем, это люди новой формации, динамичные и креативные. Может быть, для них понятны еще не все местные нюансы, готов помочь, будет интересно поработать с ними в одной команде.
— Предложение о новой работе вам поступило непосредственно от губернатора? И какие задачи поставил перед вами Андрей Никитин?
— Да, предложил губернатор. Безусловно, были согласования и поддержка коллег. Внутренняя политика — это множество элементов: взаимодействие с местным самоуправлением, гражданским обществом, политическими партиями, депутатским корпусом и прочее. По каждому блоку вопросов губернатор обозначил целевые показатели. Например, сегодня в области действуют 358 органов территориального общественного самоуправления (ТОСов) — объединений граждан, которые эффективно самостоятельно решают вопросы территориально-пространственного развития населенных пунктов. Необходимо сохранить динамику создания новых ТОСов.
Главная задача — повышение эффективности государственного и муниципального управления, поскольку это объективная потребность: регион должен развиваться в соответствии с требованиями времени и с учетом запросов граждан. Это комплексная задача, в части блока внутренней политики для системных решений потребуется концепция социально-политического развития области. Эффективная внутренняя политика — это максимально возможный результат, справедливые решения и бережное отношение ко всем ресурсам территории. А наш важнейший ресурс — люди, живущие в Новгородской области.
— Нашего губернатора в федеральной прессе причисляют к формации молодых технократов, которым свойственен системный подход к решению имеющихся на территории проблем.
— Все привыкли, что любой процесс просто отрабатывается по давно предложенной схеме. Но новгородский губернатор — это человек, который «заточен» на конкретный результат, четко видит цель, понимает задачи и технично раскладывает их на составляющие: ресурсы и сроки.
Губернатор и его команда создают предпосылки и среду для саморазвития территории, подталкивающие людей к самореализации. На самом деле у нас немало людей, которые готовы заняться предпринимательством, общественной деятельностью, но они не всегда знают, с чего и как начать.
— За эти месяцы изменилось многое, но перемены не всегда интересны и понятны населению. Мы как-то вдруг погрузились в цифровую экономику, узнали про блокчейн, стали площадкой для внедрения многих современных технологий даже в системе образования...
— В одно мгновение все изменить невозможно, но, на мой взгляд, приходящие в регион новации постепенно меняют ситуацию к лучшему.
Базовой задачей является выстраивание системы объективного мониторинга ситуации и результативности управленческих действий. До недавнего времени в Новгородской области было минимизировано участие общественных институтов в выработке и принятии ключевых решений, что зачастую негативно сказывалось на их объективности и качестве. Работу по дальнейшему налаживанию обратной связи необходимо продолжать.
Например, на региональном уровне сейчас многие решения принимаются исходя из сообщений жителей на портале «Вечевой колокол». Достаточно эффективный инструмент, в том числе для решения как локальных, так и общеобластных проблем. На сегодня зарегистрировано более 18 000 пользователей. По сути, что является приоритетом, на что обратить внимание, что строить, подсказывают новгородцы. И значимость такой общественной экспертизы и поддержки будет расти.
— Вас могут принять настороженно в том смысле, что вы работали в «Единой России», но в ваши обязанности входит взаимодействие со всеми партиями.
— Когда я работал в Новгороде, то взаимодействовал с коллегами из других партий. Надеюсь, у нас сохранились нормальные человеческие отношения: все мы заинтересованы в развитии Новгородской области. Конечно, сейчас на слуху «Единая Россия», так как региональное отделение проводит праймериз накануне сентябрьских выборов в Думу Великого Новгорода. А с остальными коллегами — парламентскими и малыми партиями — будем встречаться, советоваться, как поддерживать отношения. Руководство области открыто для общения.
— В Великом Новгороде истекает срок полномочий и у Юрия Бобрышева. После думских выборов руководитель города будет выбираться не горожанами, а депутатами — по образцу районов. Насколько оправдан такой подход для региональной столицы?
— Ряд экспертов говорят про «блок губернатора» на выборах. Не думаю, что это подходящий термин, потому что исполнительная власть региона не намерена формировать какие-то закрытые списки кандидатов и проводить «своих». Конечно, областному руководству небезразлична судьба города, и мы, так же, впрочем, как и любой избиратель, прекрасно видим, кто настроен работать в интересах Великого Новгорода, а кто решает какие-то свои карьерные, конъюнктурные вопросы. Базово мы готовы работать со всеми здравомыслящими силами.
— У вас широкий спектр компетенций — это еще и общественные организации, включая Общественную палату, национальные диаспоры, церковь, уполномоченные по правам человека, бизнеса, ребенка... Местное самоуправление — тоже ваша епархия. Но качество местного самоуправления в районах различается, есть масса проблем. Вот сейчас возник конфликт в Чудовском районе, где должен появиться новый глава.
— В Чудовском районе нет конфликтной ситуации, там проходит плановая ротация в соответствии с законодательством. Этим занимается конкурсная комиссия, в которую входят и представители района. Она оценивает деловые и профессиональные качества претендентов, их программы. А районные депутаты затем определят окончательно, кто возглавит муниципалитет. В конкурсе участвуют все, кто хотел.
Местное самоуправление — это отдельный институт власти, и важно грамотно выстраивать с ним диалог, общими усилиями решать проблемы местного уровня. Коллеги на местах лучше знают, что им необходимо. В органах местного самоуправления работают удивительные люди, настоящие профессионалы.
Понятно, что любое действие власти оценивается населением. И задача внутренней политики — это некая экспертная оценка адекватности этих решений и возможного восприятия их населением. В случае несправедливых решений и негативной реакции необходимо находить разумные компромиссы, чтобы была возможность для развития региона, а жизнь жителей становилась лучше.
Конечно, нужно эффективнее использовать потенциал Ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области», являющейся площадкой для обмена опытом, консолидации интересов органов местного самоуправления и представления их перед региональной властью. Здесь я вижу свою задачу в том, чтобы выстроить коммуникации в полном объеме. Внимание к местному самоуправлению будет расти.
— Мне кажется, что отвечающий за внутреннюю политику вице-губернатор должен учитывать и кадровую политику исполнительной власти: если не те люди будут занимать те или иные должности, то эффективность управления сложно повысить.
— Конечно, я участвую в этой работе. Как вы знаете, недавно было положено успешное начало проекту «Лидеры России». Новая практика в Новгородской области — это «Команда лидеров Новгородчины». Ее курирует администрация губернатора. Моя задача — чтобы все районы участвовали в таких проектах, находили и раскрывали новых лидеров и на местном уровне.
— В вашем функционале отдельной строчкой значится обеспечение взаимодействия областного правительства с областной Думой. Думаю, депутаты отнеслись к этому позитивно, так как сетовали на недостаток внимания к ним...
— Только общими усилиями исполнительной и законодательной власти можно добиваться лучших результатов. Внимание к депутатскому корпусу вызвано именно этим, нужны более тесные, оперативные контакты для выработки наиболее эффективных решений. Я планирую в ближайшее время встретиться с фракциями и отдельными депутатами. И все остальные представители исполнительной власти всегда открыты для депутатов. Кроме того, наши уважаемые депутаты, отработавшие не один созыв, тоже готовы делиться своим опытом. За это им отдельное спасибо!
— Именно вы будете отвечать за имидж региона, на который влияет социально-экономическая атмосфера?
— Это общая задача, в которой участвуют все чиновники, качественно выполняя свои профессиональные обязанности, контактируя с населением. Все должны понимать, что их ответы и действия — это и есть имидж Новгородской области. Любой вопрос в принципе можно подвести под внутреннюю политику, но у каждого своя зона ответственности. Задача внутренней политики — не решать за кого-то, но способствовать тому, чтобы с точки зрения граждан решения были бы более справедливыми. Уверен, что в тесном контакте с другими вице-губернаторами и заместителями председателя правительства удастся выстроить грамотную внутреннюю политику Новгородской области.
Автор: Людмила Тимофеева
Фото: Владимир Малыгин
Источник: «Новгородские ведомости»