В списке из 15 городов Новгород занимает третье место с конца, все же обойдя каким-то образом два «миллионника» – Уфу и Омск. Впереди нас не только ожидаемые Москва, Петербург, Казань и Новосибирск, но и, скажем, Тюмень с Краснодаром. К слову, мы среди городов рейтинга – самые малочисленные: ближайший конкурент, Калининград, больше Новгорода по населению ровно вдвое. Сам факт того, что провинциальную родину русской демократии решили «померить» в одном ряду со столицами – случай уникальный. И сравнивать пока не с чем.
Итоговые показатели индекса приведены в таблице, но сами по себе они не слишком информативны. Куда интереснее проанализировать, из чего цифры сложились.
Говоря простым языком «Индекс креативного капитала» - попытка разработать методику для оценки готовности территорий работать в условиях несырьевой постиндустриальной экономики, рождать «штучные» инновационные проекты, производить добавленную стоимость за счет интеллекта.
Оценка производилась по пяти блокам, условно поименованным так: «Город», «Люди», «Бизнес», «Власть», «Бренды». Опрошены более 1900 специалистов, порядка 100 экспертов, сформированы около 200 индикаторов. И вот тут начинается магия цифр.
Средний балл Новгорода по блоку «Город» - 57,97. Забавно, но впереди только Москва, Петербург и Екатеринбург. Даже у Казани всего 56,15 баллов. Но условное лидерство обеспечено хорошими показателями в подблоках «Культурная жизнь» и, как ни странно «Городское окружение». Возможно новгородцы, балансирующие на неколотом февральском льду с последним показателем не согласятся. Но здесь, вероятно, сыграла роль компактность Новгорода и вытекающая отсюда дружелюбность среды. В то же самое время по подблоку «Образовательная среда» показатель весьма средний, а по «Экономическому положению» - худший в выборке. Что неудивительно.
В блоке «Люди» приличный показатель по «Креативности» 47,92. В лидерах здесь Санкт-Петербург – 79,03, в аутсайдерах Омск – 35.44. В то же время по образованности населения мы одни из последних – 26.18. Грустно, но правдоподобно. Средний балл – 38,34.
Вполне ожидаемый провал по разделу «Бизнес». Худший результат по показателю «Креативные ресурсы» - 28,41, скромный в разделе «Масштаб креативной экономики» - позади лишь все те же Уфа и Омск. Общий итог – 34,61.
В блоке «Власть» Новгород обгоняет лишь Уфу по открытости последней, зато по степени поддержки бизнеса властью позади нас и Краснодар, и Калининград и Омск и даже однофамилец – Нижний Новгород. Неплохие цифры и в поддержке бюджетной сферы. Средний балл – 38,68.
По блоку «Бренды» разброс показателей еще разительнее. Если имиджевая привлекательность города и загадочный «Уровень брендов» - ниже среднего, то «Медиапредставленность» города – просто выше всяких похвал. 73,77 – лучше чем у Новосибирска, Краснодара, все того же Нижнего, и даже Петербурга с Москвой. Здесь, очевидно, сыграло роль то, что использовались мониторинги 2017 года, когда интерес федеральных СМИ ко всей области ощутимо подрос. Итог – 50,32.
Представленный в рамках Сочинского инвестиционного форума рейтинг прокомментировал министр промышленности и торговли Новгородской области Илья Маленко:
«Фактически, глазами международных экспертов мы видим дорожную карту дальнейшего развития регионов. Низкие оценки по группе показателей «Люди» свидетельствуют о необходимости раскрытия потенциала наших жителей, как через совершенствование модели образования, так и через более активное вовлечение опорного высшего учреждения НовГУ в региональные проекты с амбициозной целью – обеспечить сохранение и приток в регион талантливой и амбициозной молодежи.
Несмотря на то, что показатели «медиапредставленность города» и «культурная жизнь» выглядят вполне удовлетворительными, областное правительство при поддержке федеральных институтов, отраслевых объединений и вовлечённых участников будет продолжать уделять максимальное внимание развитию сильных компетенций нашего региона.
Много «очков» потеряно по таким параметрам как «открытость власти» и меры «поддержки бизнеса». Уверен, что по итогам 2017 года оценки будут диаметрально противоположными, потому что в данном рейтинге использованы статистические показатели 2016 года».
Даже если относиться к оптимизму Ильи Маленко с известной долей скепсиса, кое-чему в обнародованном «Индексе креативного капитала российских городов» определенно нельзя не порадоваться. Как минимум тому, что серьезные социологические институты предпринимают попытки создать универсальные инструменты для оценки условий в таких разных по размерам и уровню экономики населенных пунктах, как Великий Новгород и столичные мегаполисы. Сам факт попадания в единый список свидетельствует о том, что разрыв не фатален, и процесс вымывания населения, как минимум, обратим.
С другой стороны, индекс отчетливо показал, что Великий Новгород продолжает эффективно эксплуатировать свое историческое наследие и более-менее успешно транслировать вовне образ культурного центра. Но в том, что касается непосредственно людей: от образования до креативности и коммуникации – явный провал. Мы продолжаем проедать свое прошлое не особо заботясь о том, что оставим для будущего.
Впрочем, для того и нужно зеркало индексов и рейтингов, чтобы понять точку отсчета. И, в конце концов, нас хотя бы учли.