«Владимир Путин выступил против урбанистов в поддержку «пространственного развития». Об этом говорят в популярных ресурсах, об этом пишет газета «Ведомости».
«Есть такая точка зрения [о развитии крупных агломераций], но побеждает другой подход, чтобы это пространственное развитие страны было связано прежде всего с развитием транспортной и другой инфраструктуры между населенными пунктами», – заявил президент.
До этого заявления, сделанного на прошлой неделе, чиновники вели словесные баталии о подходах к развитию страны. Теперь всем стало ясно, что государство, как территория, страдает, главным образом, не от недоразвития его частей, а от слабых связей между ними.
По словам вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за развитие регионов, противоречием было – что именно развивать: мегаполисы (агломерации) или все территории.
За развитие агломераций выступали мэр Москвы Сергей Собянин, министр экономики Максим Орешкин, первый вице-премьер Игорь Шувалов, председатель ЦСР Алексей Кудрин.
Противоположный подход отстаивали Дмитрий Козак, а также премьер-министр Дмитрий Медведев.
Довольно сложную тему борьбы сторонников подхода развития агломераций с приверженцами всеобъемлющего развития пространств можно пояснить на простом и увлекательном примере, знакомом всем любителям фантастической литературы.
Редкий роман о будущем «далекой-далекой галактики» обходится без описания, так называемых, городов-ульев. Огромные скопища жилищ в гротескных описаниях по сути объединены в один дом размером с Мегаполис. О том, какие это города, наглядно говорит социальное неравенство, обособленная жизнь обитателей верхних (богатых) этажей и нижних (бедных) этажей, создание нерешаемых экологических проблем.
Для Новгородской области эта дискуссия имеет особое значение. Регион стоит особняком, ведь развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом – одна из немногих и, наверное, важнейшая, стратегическая возможность для нашего субъекта федерации стать чем-то большим, чем просто историческим памятником. Развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры между столицами предоставляют Великому Новгороду привилегированное положение.
Чем-то таким уже было появление развитой интернет-инфраструктуры в Великом Новгороде в середине 1990-х благодаря оптико-волоконному кабелю между столицами. Тогда интернет появился в Новгородской области раньше, чем во многих других российских регионах, что дало большие преимущества.
Развитие современных коммуникаций, конечно же, не панацея. Строительство Николаевской железной дороги напротив законсервировало Новгород в качестве третьеразрядного города, ведь основная ветка магистрали прошла в стороне несколькими десятками вёрст восточнее. Однако это исключение лишь только подтверждает правило – там, где прошла эта дорога, новгородские деревни стали городами.
Также и трасса М-11 является отличной возможностью для Новгородской области стать не прокладкой между столицами и пристоличной демографической Сибирью, а важным, встроенным в общую систему элементом.
В любом случае у Новгорода другой судьбы и быть не может, ведь он сам возник и стал Великим благодаря Пути из варяг в греки – коммуникации, которая связала мировые цивилизации.
Иллюстрация: фан-сайт вселенной warhammer 40000.