Утилизация отходов давно стала злободневным вопросом. Сегодня его решение возложено на ассенизаторскую службу, использующую разную спецтехнику, включая вакуумные машины для откачки канализации.
Подобная техника позволяет производить забор и транспортировку жидких отходов, а также их разгрузку на специализированных площадках переработки. Принцип работы подобных ассенизаторов основывается на совместном функционировании электрических и пневматических узлов бортовых систем.
Рассматриваемая спецтехника создается на платформах различных российских грузовиков. Эти транспортные средства отличаются интегрированной герметичной емкостью.
Принцип работы вакуумной машины очень простой. Внутри емкости посредством насосов создается низкое давление, за счет чего нечистоты закачиваются в цистерну через приемный шланг. Для предотвращения переполнение емкости бака предусмотрена защитная сигнализация, которая автоматически выключает насосное оборудование, и подает звуковой сигнал.
Стандартный ассенизаторский автомобиль включает:
Вакуумный шланг для ассенизаторской машины позволяет производить забор жидких веществ из различных септиков, дренажных колодцев, выгребных ям, сливных комплексов, прудов и естественных водоемов. Работает вся система следующим образом.
Конец рабочего рукава для вакуумной машины опускается в колодец для откачки ЖБО. Второй конец шланга подключается к цистерне спецтехники. Далее в емкости насосом создается вакуум, после чего жидкость всасывается внутрь. Когда загрузка достигает определенного уровня, предохранитель выключает насос и подает сигнал о прекращении его работы.
Транспортное средство с загруженной емкостью самоходом выдвигается к месту утилизации, которое полностью соответствует экологическим требованиям.
Внимания заслуживает тот факт, что вакуумный насос нельзя заменить циркулярным аналогом. Такое оборудование сразу засорится и перестанет функционировать, поскольку канализационная вода содержит много грязи. Поэтому применяется вакуумное оборудование, не взаимодействующее с отходами напрямую.
Вакуумный насос для рассматриваемой спецтехники монтируется внутри ассенизатора. После активации этого оборудования воздух из емкости выкачивается, а образовавшийся вакуум всасывает канализационную жижу.
В такой конфигурации помпа не дает возможности жидкости взаимодействовать с насосом непосредственно. В силу того, что цистерне необходимо выдерживать большое давление, её делают из прочных материалов, как, впрочем, и шланг для вакуумной машины.
Отметим, что для различных целей используют профильное оборудование. Так, жидкости с разной степенью загрязненности требую давления различной величины, а резкое создание вакуума способно вывести из строя бортовое оборудования. Поэтому огромное значение имеет подготовка необходимых условий. Для этих целей используют несколько разновидностей помп, предназначенных специально для оснащения ассенизаторских автомашин.
Сегодня актуальны следующие разновидности вакуумных ассенизаторских машин:
Вакуумная машина МВ-10 создана на автомобильном шасси КамАЗ-43118, на котором установлена сварная цистерна круглого сечения с двумя днищами и вакуум-компрессор - ВК6М2.
Объем цистерны данной вакуумной машины достигает 10-ти кубометров. Этот показатель относит её в разряд спецтехники промышленного типа, которая отличается повышенной производительностью.
Над резервуаром имеется горловина с крышкой. Последняя оснащена вакуумным и предохранительным клапанами, а также трубой для отвода воздуха. Вакуумный клапан обеспечивает ограничение вакуумирования, а предохранительный – ограничения давления.
На заднем торце бака имеется приемный люк, предназначенный для слива/приема жидкости. Он оснащается крышкой с краном и напорной головкой, что позволяет создавать герметичное закрытие.
Для удобства оператора, который обслуживает горловину автоцистерны, предусмотрена подъемная лестница и специальная площадка. Также спецтехника оснащается всасывающим рукавом, размещаемым в бортовом пенале в штатном положении. Транспортное средство снабжается электрической сетью, которая питает постоянным током (24В) все спецоборудование.
Вакуумная машина МВС-3,5 смонтирована на шасси «ГАЗ NEXT». Это автоцистерна АКНC-3,5 с емкостью, которая характеризуется двойным днищем и сварной конструкцией. Заднее днище имеет патрубок с приемным люком, состоящим из крышки с рукояткой для закрытия/открытия, а также уплотнителей, обеспечивающих герметичность. Цистерна монтируется на автошасси посредством опор на надрамнике, из которых сформировано её днище.
Напорно-всасывающий рукав крепится к люку посредством накидной гайки. В этом соединении предусмотрены также прокладки и наконечник. Объем автоцистерны МВС-3,5 не превышает 4 кубометра. Это малогабаритная техника специального назначения, которая используется преимущественно для обслуживания частных канализационных септиков.
Бортовой компрессор обеспечивает создание в емкости вакуума или давления, при заборе нечистот и их сливе, соответственно. Сама же система вакуумной установки подразумевает наличие насосного оборудования, отделителя масла и влаги, трубопроводную сеть и шаровые краны.
Привод вакуумного насоса обеспечивается усилием, передаваемым через карданный вал от ДВС. Электрическая подводка уложена в специальные рукава, а её соединения абсолютно герметичны. Отметим, что рабочие приборы спецоборудования созданы во взрывобезопасном исполнении.
Помимо того, на спецтехнике установлен знак предупреждения «Огнеопасно». Транспортное средство имеет цепь походного заземления, 0,2 метра которой должны касаться дороги во время езды.
Машина вакуумная с маркировкой МВ-20 выпускается на платформе авто КамАЗ-6520, на которой располагается навесное спецоснащение. Рабочая емкость характеризуется круглым сечением, двумя днищами и сварной конструкцией.
Герметичная крышка закрывает горловину, которая располагается сверху емкости. На крышке установлены два клапана и воздухоотводящая трубка. Предохранительный клапан ограничивает максимальное давление внутри бака, а вакуумный контролирует допустимые параметры вакуумирования.
Приемный люк размещен на торце цистерны. Он герметичен за счет оснащения крышкой с заглушкой. Комфортная работа с оборудованием обеспечивается наличием подъемной лестницы, а также площадки обслуживания, на которой предусмотрено специальное покрытие, предотвращающее скольжение.
Всасывающий рукав, который используется для забора/слива жидкости, во время транспортировки размещается в отдельном пенале. Для нормального функционирования спецтехники предусмотрена электросеть с постоянным током (24В). Напряжение в систему подается от штатной сети транспортного средства.