Сегодня новгородские журналисты побывали в доме графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, в котором сейчас идут реставрационные работы.
Как оказалось, все эти годы мы, туристы, попадали в здание через хозяйственный, «служебный вход», рядом с которым в XIX веке располагался туалет. Знакомый нам вход виден на картинке сверху.
На самом деле парадный вход находился со стороны, которая выходит на «центральную улицу» музея под открытым небом. Вот как это будет выглядеть в дальнейшем:
Внутри здания восстановят интерьеры и на строгой научной основе создадут экспозицию, посвященную жизни Анны Алексеевны.
Восстановить интерьеры и наполнение дома поможет опись, составленная жандармерией сразу же после смерти графини. Оригинал этого документа хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.
По словам заведующей музеем «Витославлицы» Олеси Гавриловой, этот список - огромный и рассказывает обо всех помещениях дома, однако наиболее подробно описаны жилые комнаты графини на втором этаже. Указывается даже, какими были шторы и светильники, где находилась та или иная вещь, в том числе, книги в кабинете хозяйки, предметы декоративно-прикладного искусства и иконы, которых в доме было особенно много.
К сожалению, очень многое было утрачено во время Великой Отечественной войны, но часть мемориальных вещей сохранилась. Сейчас они хранятся в музее-заповеднике и позже вернутся домой. Это, например, некоторые книги графини (Евангелие, Псалтири, Апостол), в том числе, рукописные старопечатные; достаточно много предметов декоративно-прикладного искусства. Сохранились также подлинные миниатюры.
А вот из мебели, которой до войны было много, сейчас не осталось ничего. Так что мебель здесь будет другая, но из того времени — первая половина XIX века. Еще предстоят большие работы по её реставрации. Также сохранились вклады графини в Юрьев монастырь, их можно будет увидеть в новой экспозиции, о которой мы чуть позже расскажем подробнее.
Восстановят и печи. Их месторасположение удалось установить после того, как сняли штукатурку. Правда, печи не будут рабочими, их предназначат только для экспозиции. Отметим, что такие печи украшали изразцами. Пару осколок изразцов удалось найти, но откуда они - пока не понятно.
Как добавила архитектор ООО «Март» Марина Куцеволова, выяснилось, что в доме не было обоев. Стены были выкрашены, причем не в нежные пастельные тона, которые ожидали здесь увидеть. А, например, в тёмный изумрудно-зелёный в спальне графини, тёмно-серый на парадной лестнице, яркий тёмно-синий - на первом этаже.
Об этом свидетельствуют найденные в некоторых помещениях фрагменты штукатурки. Цвета стен постараются воссоздать, сверяясь с описями. Давно подмечено, что туристы, приходящие в дом графини, желают видеть интерьеры такими, какими они были при его хозяйке. Но до последнего времени здание использовали лишь для временных этнографических экспозиций. Причем Олеся Гаврилова напомнила: ещё Леонид Егорович Красноречьев, защищая проект генерального плана «Витославлиц», говорил о временности подобных выставок в этом здании и выражал надежду на его реставрацию в будущем.
Кстати, обратите внимание: на проекте здание украшает бельведер (от итальянского belvedere — «прекрасный вид»). Эта маленькая башенка позволит любоваться окрестностями.