Сегодня, 5 октября, в новгородском центре «Диалог» прошло общегородское собрание по обсуждению проекта стратегии социально-экономического развития Великого Новгорода до 2030 года. Мероприятие собрало около полусотни человек и уже накануне было ясно – сенсаций, судьбоносных заявлений и чего-либо решающего для жизни города не предвидится.
Сергей Пенязь, председатель комитета экономической и инвестиционной политики администрации Великого Новгорода, говоря спортивным языком, взял низкий старт. Он отвел на собственное выступление 15 минут, по пять минут на каждого из записавшихся и некоторое время на подведение итогов. Тоже, следовало предполагать, небольшое. Далее выступавший в очень-очень быстром темпе, настолько живом, что уследить за сказанным становилось непросто людям даже тренированным в восприятии речи, рассказал о содержании документа.
Вот что удалось расслышать: «Городская стратегия предполагает развитие человеческого капитала. Создание условий для естественного воспроизведения населения. Омоложение населения. Образование, воспитание, занятость. Развитие физкультуры и спорта. Развитие экономики инновационного типа».
Где-то отсюда автору удалось начать схватывать более конкретную информацию. Например, что на 80 гектарах вдоль Лужского шоссе появится индустриальный парк. Что в городе наблюдается нехватка квалифицированных кадров, что должна вырасти роль НовГУ.
Пенязь упомянул, что в стратегии говорится о развитии производства в малом и среднем предпринимательстве.
Отдельно стоит проблема расширения территорию Великого Новгорода. Фактически городу осталось 10 лет на строительство в его границах прежними темпами. Это – предельный срок. Затем земельные ресурсы города будут исчерпаны. То есть необходимо расширить его территорию. Внутри города обновить район Хутынской улицы и Шабровки. Для справки: Шабровкой в называется район улиц Новолучанская, Германа и Кооперативная, который застроен двухэтажными домами в середине ХХ века.
За минуту, пока не ушел с экрана слайд с планом развития городских магистралей и дорог, удалось увидеть, что в будущем предполагается развивать улицы Ворошилова, Космонавтов, 8 марта, Большую Московскую.
В стратегии упомянули про развитие электрического транспорта. А на городскую ливневку предполагается изыскать за ближайшие 12 лет порядка 200 млн рублей. Дежурные комплименты прозрачной системе электронного правительства и переход к проектному управлению завершили выступление.
Первым из выступивших по сути документа стал заместитель председателя Думы Великого Новгорода Константин Демидов. Он сказал: «Идя сюда, я хотел обрушиться с критикой на этот документ, но делать этого не буду. Стратегия — это хороший повод понять, куда идет город».
По словам Демидова, в стратегии сделан добротный анализ прошлого. В результате Великий Новгород достиг того, чего хотел достигнуть. Город объективно молодеет. И хотя он идет по пассивному, инерционному пути развития, он идет вперед.
Это – если не вчитываться въедливо в цифры. А если вникать, то получается странное дело – число занятых людей в городе снизилось с 2010 года на 16 тысяч человек. Причем снизилось также и число безработных, а население города выросло. Куда же пропали эти 16 тысяч? Уехали на заработки в Санкт-Петербург? Город перестает быть удобным для людей.
Здесь Демидов вообще подарил собравшимся остроумный афоризм с игрой слов: «Великий Новгород стал почему-то притворяться, что он большой город».
Опять было сказано, что в городе стало негде строить. По мнению выступившего, можно решать эту проблему двумя путями: либо присоединять к Великому Новгороду какое-либо поселение с окрестной территорией, либо на каких-то условиях получить землю.
Также критику Демидова вызвала практика, когда в загородном малоэтажном строительстве вначале строят дома, а уже потом все остальные коммуникации. В конце депутат сказал, что в октябре городская Дума обсудит этот документ.
Далее выступили другие записавшиеся.
Представитель регионального общественного движения «Новгородцы» Сергей Максименко сказал, что из-за обилия пожеланий этот документ стал похожим на письмо Деду Морозу.
Депутат Думы Великого Новгорода Елена Михайлова предложила привязать стратегию к политическим циклам выборов представительного органа власти, чтобы гармонизировать процессы, происходящие в городе.
Ее коллега из фракции «Яблоко» Илья Довгий в стратегии отметил отсутствие решения проблемы парковок и стоянок и нулевой бюджет на экологию.
Представитель всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Инесса Зараковская пожаловалась, что об общественном обсуждении стратегии она узнала за три часа до начала встречи и на то, что в документе отсутствует намек на столичный статус. Великий Новгород – одна из трех исторических столиц России наряду с Владимиром и Москвой. Аплодисменты, прозвучавшие в зале – кстати, почти единственные, которыми наградили выступавшего – обозначили, что столичные амбиции, или хотя бы культурного и исторического центра, новгородцам не чужды.
Ярким получилось выступление члена общественного совета при мэрии Великого Новгорода Анны Черепановой, которая заявила, что стратегия – формальный документ, который похоже нужен лишь для получения денег из федерального бюджета. Также она заметила непроработанность документа, с которым надо было бы сходить учебные заведения и поговорить со школьниками и студентами.
Последним из «вскочивших в поезд» стал житель города Сергей Трофимов, который посетовал на то, что городе нет пешеходной улицы. Да и вообще надо уменьшить количество транспорта.
Немного от себя, как очевидца происходившего. Пока шло обсуждение, автора не покидало ощущение, что ни разработчики документа, ни даже его критики не замечают главного. Он неизбежно и быстро морально устареет. Примерно так, как рассуждения англичан XIX века о том, что Лондон через сто лет будет погребен под навозом, так как количество экипажей и лошадей будет только расти вместе с народонаселением.
Также документ, при всей его функциональности, довольно безлик. Аналогичные стратегии можно было бы принять в сотнях российских городов. И, действительно, это можно сделать. Но Великий Новгород, как Родина России мог бы заслужить чего-то большего. Нехватка бренда, индивидуальности продолжает мешать развитию города. Это стратегия, а тактика - скопища безхозяйных собак, бегающих по городу.
В оформлении использованы слайды презентации стратегии.