Сегодня в программе «Время покажет» на Первом канале обсуждали колбасу и высокие цены на неё.
В программе сообщили, что только в июле цены на колбасные изделия в России выросли в среднем на 9,5 %. Однако это — не предел, так как эксперты мясного рынка прогнозируют дальнейшее повышение цен еще на 10-12 % по трем основным причинам:
1) подорожание кормов из-за аномально жаркого лета
2) запрет мяса из Бразилии
2) вспышки АЧС (напомним, эта беда коснулась и Новгородской области).
В телестудию, помимо постоянных гостей, пришли представители производителей колбас и торговых сетей.
От лица производителей выступила генеральный директор мясокомбината Эльвира Агурбаш. По её словам, если и будет повышение, то вся вина за это будет лежать на торговых сетях, а производители повышать свои цены не планируют. Также она прокомментировала представленную на основе данных госстатистики таблицу с ценами и сказала, что по сравнению с ценами производителей эти цифры завышены на 100-200%, а вопросы об этом опять же надо задавать сетевикам.
По поводу слов ведущего о «тернистом пути» колбасы, которую этот товар проделывает от предприятия до полки магазина, Эльвира Агурбаш сказала следующее:
Она также пожаловалась в эфире на огромные ежемесячные списания товара, которые делают торговые сети, никогда не подтверждая эти действия документами. По словам Агурбаш, производители получают письма, в которых говорится о списании даже до 80% продукции. Не отреагировать на такие обращения нельзя — можешь вылететь с полок, но и проверить эти данные тоже нельзя. Приходится подписывать «виртуальный возврат». «Продан ли этот товар, выведен ли из оборота — никто не может сказать», - сокрушается производитель.
Агурбаш также рассказала, что предлагала торговым сетям такой вариант: она снизит цену на свой товар на 25%, и сети в ответ тоже снизят наценку на 25%, таким образом, люди смогут больше покупать. В ответ услышала «Нет» - и на это, и на другие предложения.
Конечно, торговым сетям тоже дали слово. От имени сетевиков выступил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли.
Беляков со своей стороны рассказал, как складывается цена на колбасу. По его словам, на неё влияют цены поставщика производителю, которые меняются, в том числе, из-за трех причин, названных выше.
Он также порассуждал на тему «торговые сети — зло или не зло?». «Мы должны не только принять продукцию, мы должны её продать, - сказал представитель торговли. - И сети во многом — заложники, связанные покупательной способностью наших граждан. Если граждане не готовы платить высокую цену, то сети не поднимают эту цену. Более того, статистика Росстата говорит о том, что именно в торговых сетях происходит сдерживание роста цен».
В программе также говорили о том, что торговые сети уничтожают маленькие магазинчики, которые могли бы создавать конкуренцию и тем самым сдерживать цены. Прозвучала цифра: 1 сетевой магазин убивает 15 магазинчиков вокруг.