Сегодня, 5 января, на сайте Новгородской епархии появилось рождественское послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва, текст которого мы размещаем ниже.
Приидите возрадуемся Господу
Настоящую тайну сказующе:
Неизменный бо образ Отца,
Начертание Его вечности
Образ раба приемлет
От неискусобрачныя Матере прошед.
(Стихиры на «Господи воззвах» рождественской вечерни)
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!
ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!
«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…»(Лк.1,46) – этими словами Пресвятая Богородица передаёт радость осознания своей избранности в деле спасения рода человеческого. Называя Бога своим Спасителем, Дева Мария ставит себя в единый ряд спасаемых от греха, проклятия и смерти. Мы не можем даже предположить наличие у Божией избранницы личных грехов, ведь и она была соткана из материальной природы, проклятой за грех Адама. Именно эту природу воспринимает всецело Божественное Слово, ибо не воспринятое не может быть освящено светом Воскресения. «Из-за нас Он стал плотью. – Писал в сочинении «О воплощении Слова» святой Афанасий Великий. - Ради нашего спасения Он так возлюбил нас, что пришёл и родился в человеческом теле… Ни кто-нибудь, а сам Спаситель, Который в начале сотворил всё из ничего, смог вернуть развратившихся к неразвращённости».
«… я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2,10-11). Этими словами, звучащими с Небес, начинается новая история человечества: в мире, который никак не может найти удовлетворительные смыслы своего существования, рождается Свет Разума. Жизнь обретает смысл, потому что светом небесной звезды указуется путь к храму, в лоне которого и происходит таинство встречи человека с Богом. В этом храме родившаяся во плоти Божественная Любовь освящает любящих: склонившуюся над яслями в едва освящённой пещере Деву Марию, умилённого в изумлении старца Иосифа, домашних животных, пастухов и мудрецов, приносящих дары.
Храмом в Ветхом Завете была скиния с ковчегом, который хранил в себе скрижали со Словом Божиим, изречённым Моисею на горе Синай. Храмом была Дева Мария, в лоне которой Слово стало плотью. Храмом стал вертеп, в котором родился Богомладенец для мира. Вертеп Вифлеема, преобразившийся в храм, расцветший молитвами святых и мучеников за Христа, в котором мы с Вами, дорогие братья и сёстры, предстоим в радости духовной со страхом и трепетом пред рождённым Богомладенцем, ибо сказано было Христом: «… где двое или трое собраны во имя моё, там Я посреди них»(Мф.18,20).
Свершилось чудо: «… Слово, - по выражению святого Иоанна Богослова, - стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины; …» (Ин. 1,14). Чудо есть всегда осознанное Богоприсутствие, исцеляющее человеческую жизнь, человеческую историю. Христос пришёл, чтобы нас исцелить, чтобы мы видели, слышали, чувствовали сердцем «…славу Его, славу как единородного от Отца»(Ин. 1,14).
Но «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1,10).
Не познал, потому что остался равнодушен к тому, ради чего Бог, «преклонив небеса, сошёл на землю». Небеса опустились на землю, чтобы люди услышали слова о любви и милосердии, но человечество в лице «сильных мира сего» скорее услышало для себя угрозу. Одним послышалось, что у них отнимают власть, другим – что богатства. Больше всех испугались те, кому показалось, что они властвуют над человеческими сердцами. Прошло уже более 2000 лет и ничего не изменилось. Так было во дни Ирода- царя, так осталось и до сего дня. В V-том веке святитель Лев, папа и епископ Ветхого Рима, обращаясь к своим современникам, восклицал: «И ты, в ненасытимой алчности укрывающий от людей блага… Тот, кто алчет сверх надобности своей. Тот, кто похищает и обездоливает. Не вор ли ты? Быв поставлен хозяйствовать добром, ты присвоил его… Как мне явить глазам твоим страдания бедняков, чтобы услышал ты стоны из-под сокровищ своих?»
Но власть Христа - «не от мира сего». Он не для того пришёл, чтобы отобрать её у сильных, славных и богатых. Его власть – это власть любви. Христос призывает обрести радость от милосердия. Его свет, выявляющий мрак греха, хоть и заставляет страдать, но спасителен для восприимчивых к состраданию. Он несёт радость единения людям независимо от национальности и веры, особенно, если протягивающий руку помощи, делает это во имя Христа. Но и «те, - по слову святого Григория Богослова, - которые доброй нравственностью предваряют веру: им не хватает только имени, но они обладают самой действительностью». Этой действительностью и является жизнь, ради которой Небеса склонились к земле, чтобы, по возможности, если будет свободная воля людей, вновь включить Божественное творение в перспективу вечной жизни Небесного Царствия.
К миру призвал нас Господь. Пусть же каждый приемлет этот мир в своё сердце, откликнувшись на беду ближнего. И тогда каждому Богомладенец Христос улыбнётся светом своего Божественного присутствия.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!»
Христос рождается - прославляйте Его! Христос с Небес - встречайте!