«… да празднует мир
видимый и невидимый:
Христос бо восста, - веселие вечное».
(канон Пасхи, песнь 1, тропарь)
«Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем!» (Лк. 1,46-47) - эти слова Пресвятая Дева Мария произнесла в ответ на приветствие праведной Елизаветы, матери святого Иоанна Предтечи, когда она, встречая свою родственницу Деву Марию, воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего…» (Лк. 1,42). Благая Весть начинается с великой Тайны воплощения Бога ради спасения рода человеческого. Святая Церковь учит, что Бог-Слово воплотился от Девы Марии, проповедовал Царствие Божие, принял крестные страдания и Воскрес из мертвых, указав всякой твари пути к вечной жизни в Боге и Отце нашем Небесном.
Мы непреложно верим во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Мы верим, что Бог есть Любовь. Эта Любовь предвечно рождает в Себе Сына, на Которого изливается Отеческая Любовь, возвращаемая в полноте Сыном Отцу. Этот Дух Святой и есть та Любовь, Которой наполнена Внутритроичная Жизнь, Которая и определяет Бога как Абсолютное Сверхличностное бытие.
Но Бог, в Которого мы верим, не есть замкнутое в себе непроницаемое единство. Его Любовь изливается вовне, она есть причина творения. Человек, созданный по образу Божию, некогда заявил, что хочет сам для себя построить свой собственный мир. И провозгласил: «Мы наш, мы новый мир построим…» Но не построил, как хотел, и сегодня уже задумывается: «А не улететь ли ему куда-нибудь на другие планеты?»
Бог не оставил человека погибать в собственных заблуждениях и грехах. Он соделал спасение роду человеческому в Сыне Своем, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Уничижение ради спасения ближнего стало христианским подвигом, потому что это тот путь, который в Сыне своём Бог указал всем тем, кто способен взять свой крест и идти до конца за Христом. Нет спасения без любви и нет любви без подвига верности и служения. Тот, кто подавляет в себе способность любить ближних ради призрачной успешности, не только убивает себя для вечности – он уничтожает в себе способность быть счастливым от сопричастности к «Жизни будущего века». Становится замкнутым в своём собственном «я». Внешний его блеск приобретает качество холодного безразличия ко всему и ко всем, кто оказывается бесполезным для его успешности. Такой человек умирает для жизни, ещё оставаясь живым в психическом и биологическом смысле.
Но тот, кто любит - приобретает друзей, он до конца дней своих окружён детьми и внуками. Теми, кто благодарен ему за любовь, верность и служение. За него будут молиться, когда он перейдёт в мир иной, ко Господу. Его будут помнить и благословлять, потому что Бог не есть Бог мёртвых, но живых. Тот, кто любит, имеет основание для счастья даже и в скорбях своих, потому что он идёт за Христом к Свету Его спасительного Воскресения. Он знает, что Христос Воскрес, и пали демоны. Ад побеждён навсегда, и жизнь, наполненная скорбями, есть только преддверие той встречи, когда Христос скажет каждому, как верным до конца женщинам-мироносицам, пришедшим на гроб со слезами: «Не бойтесь…, Радуйтесь…, Пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:9 -10).
Галилея – этот цветущий край, избранный Спасителем для земной жизни и проповеди, - для всякого верующего становится прообразом Царствия Небесного, куда устремляется человеческая душа для встречи с Господом. Для всякого, кто способен увидеть и восхититься красотой Божьего Творения, край его земного пребывания становится печатью Небес, преддверием Рая. Человек должен его любить и заботиться о нём, потому что это место его встречи с Воскресшим Христом. Родина, в которой он рождается для вечности. Но чтобы встретиться со Христом, необязательно стремиться в Галилею. Ведь своё Отечество, в котором рождается человек, может стать для него и печатью Небес, и земным Раем, если он будет любить и заботиться о нём. Будет готов жизнь свою за него положить в служении. Однако такая самоотверженная любовь и готовность к служению рождается только в душе, в которой уже отражаются и красота Небес, и образ Воскресшего Христа. В дни пасхальной радости наши храмы становиятся для нас той Галилеей, куда мы стремимся, чтобы вновь встретиться с Воскресшим из мертвых Господом и Спасителем нашим.
От смерти к жизни призваны все верные идти по пути Христа. От земли к Небесам и мы восходим, воспевая победную песнь. «Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог… Бог крепок…Начальник мира…Отец будущаго века». Наша победа – это победа Христа, победа Любви.
«О, Мудросте, Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!» (канон Пасхи, песнь 9, тропарь).
Х Р И С Т О С В О С К Р Е С Е!
+Лев, митрополит Новгородский и Старорусский
Пасха Христова
Великий Новгород
2018 год
Источник: сайт Новгородской епархии