В Центробанке России разработали комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО. Их поэтапная реализация позволит в итоге перейти к установлению индивидуального тарифа, который будет зависеть от опыта и качества управления автовладельцем транспортным средством. По словам заместителя Председателя Банка России Владимира Чистюхина, водителей разделят на 50 категорий.
"Ключевой акцент при проведении реформы будет сделан на защите прав потребителей и в первую очередь интересов добросовестных автовладельцев. Сегодня ставка тарифа не учитывает профиль водителя, в новом подходе каждый водитель будет оцениваться индивидуально, получая скидки или надбавки. Цена полиса ОСАГО будет справедливой для каждого водителя. Предполагается увеличить количество страховых сегментов по возрасту и стажу водителя с ныне действующих пяти до пятидесяти", – подчеркнул заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин.
Как говорится в сообщении ЦБ РФ, на первом этапе, запланированном на лето 2018 года, предлагается это актуализировать действующие тарифы за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов. В частности, много жалоб поступает на некорректное присвоение коэффициента бонус-малус (КБМ) и его задвоением. Новая система предусматривает "краткосрочный" КБМ - он будет присваиваться каждому водителю на один год; водителям, имеющим в 2018 году несколько значений данного коэффициента, будет присвоен наименьший. Также предполагается калибровка коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя (КВС) и в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО).
Что касается границ тарифного коридора базовой ставки, то они будут расширены не более чем на 20% в обе стороны. Например, если в настоящее время для наиболее массовой категории транспортных средств – легковушек у физлиц – коридор базовой ставки составляет 3 432 – 4 118 рублей, то после принятия изменений он составит 2 746 – 4 942 рубля. Эти меры направлены на создание конкурентного рынка и будут способствовать повышению ценовой и физической доступности услуги ОСАГО.
"Каждый последующий этап реформы будет внедряться в зависимости от успешности предыдущего и подтверждения информации о том, что страховщики используют изменения в тарификации для дифференциации водителей, а не для получения дополнительной прибыли"», – отметил Владимир Чистюхин.
На втором этапе предлагается предоставить страховщикам возможность более мелкой сегментации потенциальных страхователей ОСАГО, вплоть до установления индивидуального тарифа каждому конкретному лицу. Для этого потребуется внесение изменений в законодательство, которые введут новый механизм тарификации, а также определят основания, сроки и границы следующих расширений тарифного коридора. При этом в компетенции Банка России по-прежнему останется установление минимальных и максимальных значений базовых ставок страхового тарифа.
На законодательном уровне также предлагается наделить Банк России полномочиями по контролю за тарифной политикой страховщиков по ОСАГО для пресечения получения компаниями необоснованного дохода от завышения тарифов.