Поскольку мои посты в соцсетях с критикой вчерашнего «Тотального диктанта» несправедливо обидели местных организаторов и волонтеров этой акции, скажу в самом начале: никаких претензий к новгородскому уровню у меня нет. Вам – спасибо за работу.
То, что мне не понравилось, связано с «ТД» в целом.
К сожалению, я писала его впервые, поэтому не могу сравнивать с прошлогодним вариантом. Но расскажу, что было на этот раз.
Задолго до «ТД» меня очень смутило то, что организаторы выдали в СМИ сложные слова из текста. Они говорили при этом, что акция – просветительская, поэтому плохого в открытых картах нет. Но, когда я шла вчера на диктант, то не могла предположить, насколько сильно будут открыты эти карты на самой акции.
Хотелось проверить свою грамотность по-честному, испытать себя. Вот чего хотелось. Но когда на «ТД» пошли и другие подсказки, причем такие откровенные… Я не могла сдержать горькие усмешки и сильное удивление!
Во-первых, в начале нам включили видео, в котором разжевали вдоль и поперек правило про обособление деепричастных оборотов. Дело в том, что ими изобилует текст Гузель Яхиной. После такого урока надо быть дураком или страдать склерозом, чтобы не поставить в нужном месте запятую.
Ну да ладно. Это было еще терпимо.
Но дальше – больше.
«Диктатор» начинает читать название отрывка и говорит, что точка после названия не ставится! (я уточняла, в других местах было также). Это же прямая подсказка!
Но и это еще не все! Уже совсем стало не по себе, когда на экран стали выводить некоторые слова из текста, причем простые слова! Нам показали, что такое «клецки», и как пишется это слово. Показали, как пишется слово «кирха», и что она из себя представляет. Наконец, вывели имя главного героя – Якоб Иванович.
Но и это не было последней каплей.
В отрывке зашла речь о «Фаусте». Так вот, нам сообщили, что это произведение Гёте (снова вывели на экран), а также сказали, что названия литературных произведений пишутся в кавычках!
Так на кого же рассчитана эта акция? На младших школьников или безграмотных олухов всех возрастов?
Я читала в сети мнения, что результаты прошлых лет были очень печальными, поэтому в нынешнем году всё решили максимально разжевать, чтобы улучшить статистику. Однако не думайте, что после такого «допинга» результаты будут у всех отличными. Текст Гузели Яхиной очень тяжелый - она пишет «многоэтажными» сложными предложениями, в которых и грамотный человек на слух может поставить не тот знак препинания.
Так что на «пятерку» я не сильно рассчитываю. Однако очень хотелось честности! Лучше получить справедливую тройку или даже двойку, чем пройти испытание за счет подсказок и чувствовать, что далекие организаторы считают нас всех болванами, которые впервые в жизни слышат о «Фаусте». Хотя, может быть, это их, а не наш уровень? На такие мысли наталкивает провальное видеовступление - выпуск «Хобостей», наполненный убогим юмором, а также бесконечное перечисление стран-участниц главным организатором, во время которого я с ужасом думала, что женщина с экрана также решит перечислить и все российские города и регионы. К ночи бы управились.
Добавлю, что мои посты в соцсетях о «ТД» собрали много комментов. Кто-то меня осуждает, кто-то поддерживает. Приведу лишь некоторые цитаты:
«Гузель Яхина меня разочаровала. Тоже мне Толстой в юбке. Пока дочитаешь до конца предложение, начало забудешь. Текст не читабельный и не писабельный. Куда её редактор смотрел. Даже «Зулейху» расхотелось читать. Этот текст к хорошему редактору, от её точек с запятыми ничего не осталось бы. Нельзя так неблагозвучно писать. Неоправданные нагромождения».
«Сказали, что два года назад всего 2% написали на пять, в прошлом уже 10%. В этом году хотят улучшить показатели, вот и разжёвывают. Показуху нам не искоренить)».
«Нормальный текст. Проблема в том, что я, например, уже после половины мозоль на пальце натёрла - вот что значит привычка к клавиатуре».
«Какой-то тоталитарный душок. В чем великий замысел массовости? А в театр строем не будут водить? Без обид - слишком много фанфаронства и формализма».
«А мне в целом понравилось. Текст специально подбирался сложный и немного «техничный»... в стиле школьных диктантов. Выбор автора мне тоже симпатичен. Спасибо доброжелательному и внимательному Виктору Смирнову, диктовавшему в Антоново». (Я писала, к сожалению, на другой площадке, - О. Л.).
«Мне не понравился сам текст, слишком архаичный и неинтересный».
«Не согласен с разжевыванием (все же я не филолог). Юмор был груб, глуп и неуместен! Но у Великого Новгорода есть свой диктант, который нетотален, недиктаторский и которому в этом году пять лет! Его пишут не на 12 площадках, а по всей, всей Новгородской области. И текст в нем не депрессивен и написан специально для диктанта, а обязательно связан с традициями письменности и новгородской истории! В этом году он посвящен тридцатилетию возвращению Великого Новгорода в большую жизнь и как всегда, привязан к Дням славянской письменности и культуры!»
А еще местные организаторы призвали меня в комментариях быть терпимее и добрее. Но я сказала то, что чувствую и думаю. Мне кажется, что главные организаторы могли бы уважительнее относиться к аудитории. Но если большинство считает, что на диктанте можно так бесстыдно подсказывать, значит, пусть это большинство и участвует дальше в таких акциях. Вот только высокими оценками в таком случае гордиться нет смысла.
P. S.
Многие подмечают, что слово «тотальный», мягко говоря, нехорошее. Оно ассоциируется с тотальной войной и контролем. Как пишет в своем блоге декан факультета Высшей школы телевидения МГУ имени Ломоносова Виталий Третьяков, «тотальный» имеет ярко выраженный негативный оттенок и близко слову «тоталитарный», поэтому диктант по русскому языку должен называться «всеобщим». Кстати, тех, кто диктует, в рамках акции называют «диктаторами»...