Завод, которого больше нет, и на котором производился знаменитый некогда автомобиль Москвич, был создан в далеком 1930-м году. Тогда на этом предприятии выпускали копии знаменитых автомобилей Форда. Бренд «Москвич» появился лишь после войны, это название было выбрано непосредственно советским правительством. Образцом для новых малолитражек послужил «Опель Кадет», популярный еще до войны немецкий автомобиль. Первая модель, получившая обозначение «Москвич-400» пошла в серию в 1947-м году, а в 1954-м была осуществлена ее модернизация.
В пятидесятых и шестидесятых годах «Москвич» пережил настоящий расцвет. Столь успешного периода в истории предприятия больше никогда не было. Постоянно появлялись новые модели, некоторым из которых даже удавалось побеждать на престижных мировых соревнованиях. Среди тогдашних моделей, возможно, самыми интересными были полноприводные и модель с открытым кузовом. Владельцам таких автомобилей не требовался срочный автовыкуп после ДТП, который сегодня представлен лидером в данной сфере Express Vykup, так как восстановить автомобиль было возможным обратившись всего лишь на завод изготовитель, да и расставаться с моделью желания не возникало.
Наиболее успешными моделями стали автомобили «Москвич-408» и «Москвич-412». «четыреста двенадцатый» заявил о себе особенно громко, победив в ряде ралли, в том числе и под управлением иностранных гонщиков. Но затем случился спад, о глубинных причинах которого до сих пор идут споры. Трудно сказать, что стало решающим фактором, то ли передача производства моторов на другой завод, который впоследствии попортил немало крови руководителям АЗЛК, то ли перенос ресурсов и финансов на строительство и развитие «АвтоВАЗа», который в конце концов одолел АЗЛК.
Создание новой модели, которая могла бы исправить положение, шло долго и мучительно, ведь необходимо было создать нечто, которое не вызывало бы желание продать автомобиль. Появившийся в 80-е автомобиль Москвич был совсем не похож на предшественников. «2141» был создан на основе иностранной модели Simca 1308 и стал первым переднеприводным автомобилем АЗЛК. Он же, по сути, стал и последним «Москвичом», несмотря на создание в 90-е всевозможных «Святогоров» и «Долгоруких», в которых, кроме названия, не было уже ничего нового. Многолетние долги прикончили завод, и сегодня АЗЛК не существует.