В первом в 2018 году номере «Новгородских Ведомостей» вышел материал Алины Бериашвили про реализуемый в Валдае проект по развитию детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Одно из зданий школы № 2 в Валдае стоит практически на берегу озера. В небольшом кабинете со следами недавнего, ещё не до конца завершенного ремонта детей пока нет, играет радио, в дальнем углу стоят пластиковые контейнеры с глиной. Глина всё ещё вымачивается, но в общем-то уже полностью готова к тому, чтобы превратиться в ангелов и золотых рыбок.
Здесь проходят занятия по гончарному и швейному мастерству в рамках проекта «Семейные творческие мастерские». И ангелов, и рыбок лепят и раскрашивают дети с таким количеством диагнозов, что их устают перечислять даже родители.
В 2017 году этот проект победил в конкурсе президентских грантов на развитие гражданского общества, а также был признан победителем в одной из номинаций областного конкурса «Лучший социальный проект года». В мае грантовские средства на его реализацию — чуть менее полумиллиона — закончатся. И что же тогда? Авторы и педагоги проекта говорят: «У этого проекта слишком долгая предыстория, чтобы он мог завершиться в одночасье».
Предыстория
Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Впрочем, совсем с недавнего времени. Руководитель проекта «Семейные творческие мастерские» Светлана Утева хорошо помнит тот период, когда считалось, что детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями ничему не научишь. Семейные мастерские для Светланы Михайловны — дополнительная нагрузка, она руководитель филиала № 2 Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Но и то, и другое взаимосвязано. В 2004 году на базе Центра, называвшегося тогда Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, впервые в Валдае был открыт класс для детей с тяжелой умственной отсталостью. А затем — ещё один. И эти ребята доказали — с ними можно заниматься. Сегодня все они — ученики школы № 2.
— Дети росли. И встал вопрос, что же им делать дальше, когда они достигнут 18-летнего возраста, — вспоминает Светлана Михайловна. — Потому что шансов, что их могут взять на работу, — очень мало. Это и для столицы слишком низкая вероятность, что уж говорить про Валдай. Но наши партнёры, региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» из Москвы, и нас, и родителей заразили идеей, что такие сложные дети могут работать. Главное — создать для них подходящие условия. Тогда и родилась идея творческих мастерских, где дети-инвалиды могли бы заниматься творчеством, проводить время после того, как они окончат школу, а также создавать сувенирную продукцию, которую в дальнейшем можно было бы попробовать реализовать. Для того чтобы воплотить в жизнь наш проект, нужны были средства. В прошлом году общественная организация «Движение сельских женщин» объединила специалистов в одну команду по разработке проекта «Семейные творческие мастерские» и подала заявку в фонд президентских грантов. Проект в конкурсе победил и сейчас реализуется «Движением сельских женщин» в партнерстве с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и школой № 2. Очень удобно, что филиал Центра и школа размещены в одном здании, и помещения для работы семейных творческих мастерских администрация города выделила здесь же.
Чтобы открыть мастерские в том виде, в каком они существуют сейчас, пришлось всем немало потрудиться. Ремонты в классах делали родители, со стройматериалами, натяжными потолками помогли спонсоры, оборудование, мебель и материалы для работы приобрели на средства гранта. Глину, о которой мы уже писали, добывает собственноручно преподаватель гончарной мастерской на берегах Валдайского озера. Последнее, впрочем, делается не ради экономии, а потому что покупная глина хуже качеством, чем местная.
Так, после долгой предыстории и недолгого подготовительного периода в сентябре прошлого года в Валдае открылись две творческие семейные мастерские для детей в возрасте от 7 до 18 лет и их родителей. И дети, окунувшиеся в творчество, стали удивлять не только своих мам и пап, но и многое уже повидавших педагогов.
Продолжение читайте здесь.