Задумывались ли вы над тем, из чего состоит стоимость вашей одежды: футболки, куртки? Нет? А она, между прочим, состоит из трех частей. И не исключено, что вы переплачиваете продавцу.
В мире, и с некоторым опозданием, в России, меняется технологический и экономический уклад. До сих пор основные доходы при производстве одежды зачастую забирали себе даже не производители, а ее продавцы: львиная доля оставалась у торговой сети, немного оставалось производителю, и лишь на «поддержку штанов» перепадало тому, кто их придумал. Теперь же акценты в благополучении сместятся к генератору идей и фасонов.
Эталонным фильмом, рассказывающим о закулисье мира моды, уже много лет остается киношедевр «Дьявол носит Prada». Эталонной же лекцией о мире моды я бы назвал вчерашнюю встречу с исполнительным президентом Национальной палаты моды, президентом Mercedes-Benz Fashion Week Russia и лидером рабочей группы FashionNet Александром Шумским. И это не только мое мнение. Это чувствовалось по тому, как много людей пришло на лекцию. Зал был наполнен людьми, которые пришли не себя показать и других посмотреть, а действительно теми, кто желал узнать что-то новое об экономике.
Мой вчерашний вопрос лектору – что же носит он сам – его смутил. Хотя ответ, который мне был нужен, я получил. Оказалось, Александр Шумский носит то, что придумал по его просьбе дизайнер. И, конечно же, дело не только в том, что гость из Москвы с представительной внешностью по своим габаритам является настоящим великаном, который возвышается над толпой. Дело еще и в том, что наступает Новая эра, как бы это пафосно не звучало. Эра, в которой доходы от производства одежды и, можно предполагать, в других многих отраслях экономики, перераспределяются в пользу тех, у кого есть идея, концепция продукта.
Главным игроком в этой системе станет уже не тот, кто продает, а тот, кто создает. Притом не у ткацкого станка, а в своей голове.
Александр Шумский наглядно продемонстрировал на слайдах внешний вид и форму организации труда в крупном производстве одежды: она не изменилась со времен первых английских мануфактур. Но продажи-то меняются! Мир уже ушел от розницы огромных универмагов. Любой человек, имеющий доход хотя бы немного выше черты бедности, в развитых странах мира стремится покупать непосредственно у разработчика, получая товар от него после приобретения в интернете, по почте.
Часть брендов на сайте Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Шумский привел забавный пример того, как креативная экономика столкнулась во время продаж на Fashion Week с барьерами на этапе передачи товара от дизайнера вещи к тому, кто ее покупает.
Вот кофточка от модного дизайнера, которая стоит в интернете, например, 5 000 рублей. Она неизбежно, из-за неразворотливой отечественной системы доставки, приобретает дополнительный ценник в пару сотен долларов. Конечно, при таких условиях покупатели зарубежом вряд ли будут приобретать условную кофточку. И в итоге десятки тысяч заявок на приобретение через eBay превратились в десятки тысяч отказов от приобретения товара. Эта история, которая произошла на Fashion Week, могла бы вообще превратиться в катастрофу, если бы все заказы были оплачены и пришли к тем, кто продает вещи через интернет. Даже теоретически удовлетворить такой огромный спрос модельеры не могут.
Позитивная мораль у этой истории – современные методы, которые применяет креативная экономика, могут дать толчок к развитию реального сектора экономики.
Для того, чтобы эту экономику сделать мощной и самодостаточной, не нужны огромные предприятия, поскольку путь от инициатора идеи продукта до потребителя теперь очень краток. Каждый, кто умеет придумывать и производить, становится членом глобального рынка. Эта идея еще и глубоко человечна, ведь снимается барьер в форме той же самой мануфактуры, бездушных полок магазинов – всего того, что стоит между человеком и человеком.