«53 новости» продолжают публиковать анонимные эссе кандидатов на руководящие должности в правительстве Новгородской области. Размещаем второе эссе на тему: «Перспективы и риски развития экологической политики, охотничьего и рыбного хозяйства Новгородской области в 2018-2020 годах». Оно подготовлено кандидатом на работу по развитию указанных направлений.
Новгородская область в сфере природных ресурсов имеет уникальное конкурентное преимущество: транспортная близость от столиц России сочетается с разнообразием нетронутых экосистем.
Важнейшей целью развития экологии, охотничьего хозяйства и рыболовства - должен стать переход от традиционного уклада на основе ресурсной добычи с низкой добавленной стоимостью к постиндустриальному укладу, где формируется экономика впечатлений, активный туризм и исследования в дикой природе.
Центр прибыли в отрасли должен сместиться от стоимости добытых ресурсов в сопутствующие услуги. Основой стратегического перехода должно стать внедрение современных решений как непосредственно в полевых условиях (например, использование GPS/ГЛОНАСС, дронов и ГИС-систем на маршрутах учёта), так и взвешенная адаптация передовых практик регулирования и управления, основанная на широком применении информационных технологий, открытой коммуникации всех участников.
Развитие отрасли и стратегический переход необходимо вести по пяти главным направлениям:
1. Стимулирование и поддержка развития инфраструктуры и материально-технического оснащения. Создание питомника копытных и учебного стрелкового стенда-полигона. Промышленный рыболовный флот на Ильмене не обновлялся около 30 лет, это нужно менять. · Стабильные и ясные правила, чтоб хозяйства не боялись инвестировать в собственное развитие.
2. Понятные, прозрачные правила и максимально удобная среда для пользователей (рыбаков, охотников, исследователей, активных туристов). Цель - создать информационный портал с дружественным интерфейсом, где каждый, кто собирается в дикую природу, сможет легко найти всю необходимую информацию, сможет сравнить и выбрать время, место охоты/рыбалки и удалённо забронировать необходимые сервисы - начиная от ночлега и заканчивая услугами видеосъёмки и заказа услуг таксидермиста. Ввести в практику как ключевой показатель эффективности работы комитета (KPI) - удовлетворённость пользователей (охотников/рыбаков). Наша задача развивать максимально комфортную среду для широко круга граждан и сообществ.
3. Создание базы для широкого международного сотрудничества, обмена опытом, исследований, повышения квалификации. Развитие охотничьего хозяйства нуждается в создании центра притяжения, места обмена опытом, экспериментального внедрения и обкатки новейших практик. Наиболее удачное место для такой резиденции в Окуловском районе. База должна быть максимально открытой площадкой, местом, где происходит активное и открытое обсуждение с широким кругом заинтересованных. База должна стать перекрёстком миров охотников, волонтёров, исследователей, инвесторов, надзорных и регулирующих органов. Такой центр не только ускорит проникновение новых практик и инвестиций в хозяйства, но и повысит вовлечённость участников, и в конечном итоге выступит катализатором развития, центром коммуникации и ядром накопления знания. Тот регион, который первым создаст такую базу - неизбежно получит все преимущества опережающего роста.
4. Привлечение негосударственного финансирования и широкого участия волонтёрских движений. Расширить возможности в сфере управления природными ресурсами возможно, лишь объединяя ресурсы и усилия всех заинтересованных участников. Основная цель - создать среду для поддержки гражданских инициатив в отношении сохранения и развития памятников природы. В перспективе необходимо создать в натуре навигационную сеть трекинговых маршрутов и бивачных стоянок, обслуживание которых будет вестись силами местных сообществ и волонтёров. Перспективное направление работы комитета - это помощь в подготовке инвестиционных заявок и проектов, участие в акселерации проектов, помощь в поиске и привлечении инвестиций.
5. Создание сильного бренда и продвижения образа дикой природы и активного отдыха на Новгородчине. Это позволит не только увеличить количество гостевых охот, но и увеличит долю дорогих охот с широким спектром дополнительных услуг.
Все пять направлений вместе позволят совершить не только масштабный переход к современному укладу и увеличат долю отрасли в ВРП, но и нарастят ресурсы для более качественной и действенной охраны животного мира и возвращения былого биоразнообразия. Охрана естественной среды и поддержание биоразнообразия - это центральный, самый важный элемент экологической политики. Задача комитета активно участвовать в законотворческих работе (например, увеличение до трёх госинспекторов в каждом муниципальном районе).
Важное направление - оснащение госинспекторов и подъём престижа их работы. Они противостоят вооружённым нарушителям. Инспектора - герои, и важно, чтобы общество помнило и ценило это.
Перспективы развития рыбного хозяйства
Цель: рост рыбопродукции за счёт широкого развития аквакультур до 1000 тонн в 2020 году. Биотехнические мероприятия по увеличению продуктивности биотопов. Возвращение богатства ихитофауны. Искусственное рыбовоспроизводство необходимо нарастить в разы, причём в структуре воспроизводства доля щуки должна быть уменьшена. Работа Никольского рыбозавода требует управленческого анализа, объёмы зарыбления совершенно недостаточны, зависимость от импортных поставок икры - недопустима. В случае невозможности модернизации Никольского рыбозавода, необходимо рассмотреть возможность создания завода по рыбовоспроизводству на озере Ильмень. Перспектива: не гонка за общим объёмом улова на Ильмене, а наращивание нерестового резерва ценных промысловых рыб (судака) и увеличение среднего веса в 600-700гр судака в Ильмене с достижением улова в 160 т/год. Дальнейшее развитие лицензионного лова.
Перспективы экологической политики и экопросвещения
Принятие за основу биологических принципов при определении приоритетов в формировании экологической, охотничьей и рыболовной политики. Главнейший приоритет - в долгосрочном устойчивом развитии. Активное участие в создании и развёртывании единой федеральной системы учёта и мониторинга природных ресурсов. В сфере экологической экспертизы, надзора и мониторинга загрязнений окружающей среды главнейшая цель - формирование постоянно действующей службы экомониторинга с порталом открытых данных. Перспектива экопросвещения в поддержке (в том числе и финансовой), акселерации и развитии гражданских инициатив. Отдельное направление - интерактивное экологическое образование. Новгородская область имеет отличные шансы успешно адаптировать экологический опыт Центральной Европы и Скандинавии, и стать своеобразной "зелёной Швейцарией" - местом устремления жителей мегаполисов, ядром внедрения и развития современной экологической политики с самой развитой средой для работы, исследований, отдыха в условиях дикой природы.
К рискам развития природных ресурсов относится, в первую очередь, низкая инвестиционная привлекательность, недостаточное финансирование и высокая конкуренция за инвестиции со стороны соседних областей. Отдельной группой рисков следует признать частые законодательные инициативы на федеральном уровне, не позволяющие выстраивать долгосрочные планы развития на местах.