«53 новости» публикуют четвертое эссе одного из кандидатов на должность руководителя регионального департамента культуры и туризма. Тема: «Перспективы и риски развития культуры и туризма Новгородской области».
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека».
Этот отрывок из творчества Антуана де Сент-Экзюпери иллюстрирует грандиозный разрыв между современным культурным новгородцем и его высоким идеалом, который недостижим по разным причинам. Нельзя сказать, что развитие культуры зависит от конкретного театра, выставки, писателя или художника. Мелки на асфальте, опасные развороты скейтеров на Софийской площади с апреля по октябрь, шорох раннего веника-голика, которым дворник метет листву, отголоски дудок и песнопений через «горбатый» мост – это атмосфера, животворная сила культурного слоя.
Когда мы говорим о развитии культуры в Новгородской области, то представляем картонный образ 2D, как будто заведомо необходимо вручить подарок иностранцу, соблюдая требования протокола и этикета. Это так. От лоска новгородской символики никуда не деться, не уйти. И наши высокие символы незыблемы: в первую очередь - это дух новгородской свободы. Проблема в трактовке свободы. Именно это является одновременно и перспективным, и рисковым моментом для развития культуры. Так как свобода, независимость, вольность освобождает от всего наносного: хорошего вкуса, компромисса, комфортабельного существования. Одновременно свобода, основной символ, дает нам такой важный элемент питания культурной среды как многообразие и всеприемлемость различных жанров жизни. Различных ее сторон.
Каждый человек склонен ожидать лучших времен, пребывая, увы, в пассивном состоянии. Можно культивировать всеобщую осознанность и практиковать принудительное пробуждение прекрасного в душе каждого. Но лучшим вариантом является решение, когда даже в пассивном состоянии – гражданском, творческом – любого человека постигает не чувство вины, а милость, награда.
Когда сегодня человек идет развлекаться в торговый центр, его ведет инерция. Он не ждет уникального события, которое предназначено лишь для него. Наша задача – создать такое событие для каждого жителя Новгородской области. Для кого-то – театральный фестиваль, для других – рождественскую музыку. Тогда человек ожидающий будет чувствовать себя счастливым. Углубляясь в этимологию слова, - «с частью» - станет частью чего-то большего.
Направляя деятельность на развитие культуры Новгородской области, необходимо расставить приоритеты таким образом, чтобы каждый район чувствовал себя в центре, желательно уйти от грустной мысли о том, что «культура есть только в больших городах». В Пестово нам необходим большой этнографический фестиваль, который можно разработать на базе ЦВР, в Чудовском районе – присоединиться и поддержать работу музея-заповедника, и провести в Грузино реконструкторскую работу. В Поддорье и Волоте - реализовать идею сельхозтуризма: с костюмами, посещением пшеничных полей, чаепитием со свежим медом. В Старой Руссе - популяризовать международный театральный фестиваль по произведениям Ф.М. Достоевского. Необходимо выслушать предложения районов в реальном времени, и провести мощный аудит предложений, которые, возможно, когда-то были озвучены, но со временем упущены. Основной замысел – поддержка идей за чертой Новгорода как культурного центра.
Необходимо создать событие, и вовлечь в него каждого новгородца любого возраста. Разделить событие на части для экспертов (как профплощадку) и для зрителей. Дать возможность зрителю вырасти в эксперта в каком-то из направлений. Нужно тщательно проанализировать контент соцсетей, который работает на туризм: поток «серых» средств вывести из тени, и направить в развитие, выбирая перспективных мастеров в различных сферах услуг.
И самое главное – Новгородской области нужны имена, люди, которые смотрят во все глаза, как Маленький принц Экзюпери, и стремятся к аскезе, как касталийцы.
Недавно мне пришлось побывать в городе Чудово Новгородской области. Прямо с лотка продаются зеленые мандарины, колбасы и балык, мед и творог. Видела девочку 11-12 лет, которая мечтательно рассматривала лиловое облако, облокотившись на прилавок с деревенской пряжей. Рядом – ее бабушка, которая торговала свеклой и тыквой. В ста метрах от юной продавщицы в высокоскоростной поезд садилась моя 11-летняя дочь – на завтра ей нужно попасть в Пушкинский музей в Москве, потому что Третьяковка отменила в субботу посещения. Я смотрела на клубки овечьей шерсти – метафору происходящего в повседневности. Потянуть за нить – получится дорога. И в этом клубке – есть место и пассажирам «Сапсана», и ягодам из тропиков, которые продаются с лотка в северной глубинке, и буро-красному балыку, на который смотрит дворняга, поджимая хвост. Чудово – квинтэссенция культурной жизни Новгородской области, это похоже на правду. Потому что здесь, в местности, где жить просто-напросто очень тяжело, люди меньше требуют какого-то особого отношения, и живут так, чтобы закрыть простые потребности.
Девочка продает шерсть во время школьных каникул. Ужасно ли это? По-моему, это почти Блок. Потому что этот двенадцатилетний ребенок – чистая душа. И это он – культура Новгородской области. В нем – и глубина, и чистота, и все вопросы и ответы. В сельских детях есть особенность – они воспринимают культурную жизнь целиком, без дробления. И стог сена, и Бунин, и Рождество, и выставка книг, посвященная дню рождения Гершвина – единый клубок шерсти. Это не академичное, не умственное понимание вопроса, которое есть в таком ребенке – шанс, который нельзя упустить. Ребенок, лишенный путешествий, ограниченный в потреблении и больших эмоциональных впечатлениях, сильный и умный уже потому, что в его натуре - неутомимый поиск, тяга, жажда к обучению.
Мысленно я пожелала юной продавщице шерсти когда-нибудь обязательно попасть в библиотеку Моргана в Нью-Йорке. Чтобы убедиться, что ее жизнь – уже история развития культуры, достойная папируса.
Словом, развивая культуру региона, нужно все время находиться между зрением и слухом, в том особом, неназванном состоянии. Нужно смотреть так далеко, чувствовать так сильно, чтобы знать свое близкое, настоящее: и разбуди тебя среди ночи, сказать, сколько в городе музыкальных коллективов, вернулся ли в драмтеатр князь Мышкин из армии, крепок ли фундамент в музыкальной школе села Мошенского. Прямо нужно грызть эту правду, и держать в сердце. И тогда все получится».