«53 новости» продолжают публиковать анонимные эссе кандидатов на руководящие должности в правительстве Новгородской области. Размещаем второе эссе на тему: «Перспективы и риски развития отрасли «Культура» Новгородской области на 2018-2020 годы». Оно написано кандидатом на должность руководителя регионального департамента культуры и туризма.
В современном мире все сферы деятельности неразрывно связаны с экономикой и инвестициями. Сферы культуры и туризма не исключение, и рассматривать их развитие следует в тесной взаимосвязи со всеми остальными направлениями деятельности региона. «Внутренний туризм в России безграничен, нужно развивать инфраструктуру», - такое мнение Владимир Владимирович Путин выразил в своем выступлении на Форуме действий ОНФ в 2016 году. Однако, мы все понимаем, что развить инфраструктуру без частных инвестиций, в том числе и иностранных, попросту невозможно.
Основными рисками на современном этапе развития туристической отрасли в России являются активные действия других регионов в развитии своего туристического потенциала. Кроме того, проведение всемирных спортивных мероприятий: зимняя олимпиада 2014 года и чемпионат мира по футболу 2018 года дают большое преимущество регионам-организаторам. Учитывая все эти факторы и основываясь на уже накопленном опыте развития регионального туризма, следует разработать общую региональную стратегию развития, как на трехлетний период, так и на более длительный срок.
Стратегия развития должна быть основана на следующей методологии:
- регион рассматривается как квази-компания, и поэтому необходимо оценивать в постоянном режиме конкурентные преимущества Новгородской области и развивать маркетинговую политику всего региона;
- успешное развитие региона и возможность привлечения инвестиций в сферу культуры и туризма тесно связаны с формированием корпоративного образа.
Дмитрий Анатольевич Медведев в своей статье «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» акцентирует внимание на том, что на первый план выходят факторы, находящиеся на стороне предложения: условия, в которых работают наши предприятия и организации, стимулы повышения производительности труда, условия роста человеческого капитала. Все это вместе с благоприятным инвестиционным климатом должно обеспечить новое качество роста экономики страны.
В данной статье также определены приоритетные задачи развития (хотелось бы выделить некоторые из них), а именно:
- инвестиции в инфраструктуру и людей должны рассматриваться в числе самых приоритетных;
- привлечение частных инвестиций. Предлагать новые формы поддержки инвестиционной активности;
- стимулирование инвестиционной и деловой активности.
Основываясь на данной информации и учитывая огромный культурный и туристический потенциал Новгородской области, можно быть уверенными, что при проведении «агрессивной инвестиционной политики» мы добьемся значительного прогресса и без проведения в регионе глобальных мероприятий. Кампанию по привлечению инвестиций в культурную и туристическую сферы региона следует проводить по принципу – не ждать, а искать инвесторов. Для этого необходимо:
- организовать ежегодную международную инвестиционно-туристическую конференцию;
- принять областную программу развития имиджа Новгородской области:
- разработка и продвижение бренда «Новгородская область – территория современного туризма»;
- разработка мероприятий по продвижению новгородских туристических марок на региональных и зарубежных рынках, как в рамках корпоративных стратегий, так и по линии Министерства культуры и Федерального агентства по туризму (озеро Ильмень – жемчужина севера).
В рамках имиджевой политики региона следует проводить следующие мероприятия:
- проведение туристических и культурных семинаров и конференций;
- проведение презентаций региона в различных странах мира;
- создание сети Послов Новгородской области за рубежом для участия в различных рекламных акциях;
- проведение регулярных форумов культурного и туристического сотрудничества: «Новгородская область – Дальний Восток», «Новгородская область - азиатский регион».
Современный мир не стоит на месте, и туристическая отрасль развивается вместе с ним. Для привлечения туристов разных категорий достатка и возраста стоит использовать новые решения, в том числе:
- создание мобильного приложения «Твой Великий Новгород». Внесение подробной туристической информации для туристов (туристические маршруты, достопримечательности, гостиницы, рестораны, карты и др.). Впоследствии данную площадку можно будет использовать для размещения рекламной информации предприятий малого бизнеса, задействованных в туризме;
- заключение соглашений о сотрудничестве с крупными мировыми туристическими операторами с целью создания пакетных туров по системе «все включено». В одном месте турист приобретает сразу все необходимые для полноценного и комфорного отдыха услуги. Возможно в данном направлении сотрудничество с Псковской областью для создания более продолжительных и насыщенных путешествий;
- уделить больше внимания молодежному и активному туризму. Проведение экстремальных соревнований. Создание разнообразных туристических маршрутов (пешие, водные и другие походы). Проведение молодежных фестивалей и конкурсов;
- развитие образовательного туризма. Создание на базе одного или нескольких образовательных учреждений центра повышения квалификации. Подобные центры успешно работают в Санкт-Петербурге и Калининградской области.
Формат эссе не предусматривает подробного описания вопроса, поэтому я постарался максимально емко изложить вышеперечисленные идеи. Безусловно, все они требуют детальной проработки, анализа и серьезных материальных затрат для более эффективного воплощения в жизнь, но как гласит народная мудрость: «не брошенное в землю семя не прорастет». Для меня будет большой честью занять должность руководителя департамента культуры и туризма Новгородской области. В случае принятия положительного решения, готов приложить максимум усилий для эффективного исполнения обязанностей, предусмотренных данной должностью.