«53 новости» продолжают публиковать анонимные эссе кандидатов на руководящие должности в правительстве Новгородской области. Очередной претендент на руководство экономикой нашего региона предлагает эссе «Перспективы и риски экономического развития Новгородской области на трёхлетний период».
Новгородская земля издревле известна как сердце русской культуры и торговли, как Родина волевых и смекалистых людей. В настоящее время Новгородская область — это промышленная и сельскохозяйственная территория, сложенная из 21 муниципального образования с городами регионального значения.
Риски в развитии Новгородской области:
Риски географические, социальные, политические, финансово-экономические и многие другие влияют на функционирование любой экономической системы. Дабы не писать трактат, остановимся на двух самых основных.
Наблюдается значительный и стабильный отток населения с территории области (миграция), что значительно снижает конкурентоспособность как самой территории, так и бизнес сектора региона, его налоговую отдачу. Это отрицательно сказывается на всех отраслях и сферах деятельности, бизнес-процессах, развитии человеческого капитала.
Крепкие в экономическом плане столичные центры «в шаговой доступности», являющиеся причиной риска№1, представляют собой значительные риски (с другой стороны возможности) в развитии Новгородской области. В том числе в части развития предпринимательства (особенно инновационного), удержания и развития человеческого капитала (большие возможности притягивают людей с предпринимательской жилкой, талантливых). Таким образом, как вывод напрашивается некое ограничение в применении/внедрении Новых Технологий Уникальным Человеком в формате построения Новой Экономики.
Анализ региона показал, как и у любого другого субъекта РФ, имеющиеся проблемы и возможности в их преодолении, пути наиболее эффективного использования производственного и трудового потенциала, роста налогооблагаемой базы хозяйственного комплекса региона.
Что наблюдается:
Сложность в формировании локомотивов роста в рамках экономической системы региона. Отсутствие взаимоувязки желательных к реализации проектов области с предпроектными инициативами в реальном секторе экономики в рамках новых подходов развития территорий. В информационном поле отслеживаются «устаревающие» инвестиционные проекты Новгородской области (на сайтах наблюдается статика в обновлении инвестпроектов (бизнес предложений) региона, что говорит об их моральном и бизнес устаревании).
Наблюдается полноценность в выстроенной сети инфраструктуры поддержки предпринимательства региона, но также присутствует элемент неоднозначности в управленческом плане. Карта развития Новгородской области включает значительную долю объектов с государственными инвестициями (стремимся к превышению инвестпроектов от бизнес-структур). Отсутствие разноотраслевых кластерных центров региональной экономики. Можно отметить некоторую долю статики в межрегиональных и кооперационных межмуниципальных проектах (каждый работает сам на себя) или их отображение в информационных ресурсах не достаточно развернуто. Все вышеозначенное привносит в динамическую структуру экономической системы нотки пессимистической оценки.
Перспективы развития Новгородской области:
У региона однозначно выгодное географическое положение и перспективы развития будем связывать с улучшением, а в некоторых вопросах и с созданием более лучших условий для ведения бизнеса.
Формулируем цель развития:
Создание командным трудом и за счет кооперационных связей разных элементов и уровней управления территорией, условий лучше предыдущих по всем направлениям экономической политики.
Межрегиональная кооперация всегда была стимулом в наращении предпринимательских инициатив обеих сторон как на субъектовом уровне, так и уровне страновых объединений-территориальных регионов (например, ЕАЭС). Например, интересным направлением для кооперации по ряду направлений можно считать Санкт-Петербург: развитие инновационного предпринимательства, ремесленничества в широком смысле слова и легкой промышленности, их эволюция совместно с кластерами столичного центра, создания обоюдовыгодных предпринимательских проектов и структур, опираясь на более богатый опыт столичного центра и т. д..
Видение развития направления «инвестиционная деятельность» на среднесрочную перспективу можно тезисно представить следующим образом: формирование пула инвестиционных проектов «под ключ», перспективных инвестиционных проектов, стратегических инвестиционных проектов для внешних инвесторов, под экономические потребности региона в инвестировании для внутренних инвесторов. Формирование совместно с муниципальными образованиями портфеля инвестиционных площадок региона и решение по ним вопросов подключений «под ключ» (по ситуации). Расширение присутствия институтов развития, общественных организаций и объединений федерального уровня в региональной экономической системе и их участия в проектах, программах и иных мероприятиях. Разработка коммуникативной политики инвестиционной деятельности региона с целью привлечения внимания заинтересованных сторон (в том числе инвестиционное послание Главы субъекта РФ, «Клуб инвесторов» и т.д.).
Необходимо уделить внимание командно-проектному управлению в системе «регион-муниципалитет» с целью повышения качества работы с инвестициями (в том числе муниципальный инвестиционный стандарт), субъектами предпринимательской деятельности, а также для формирования инвестиционного лифта. Муниципальные образования – это основа любой работы в сфере развития предпринимательства и инвестиций. Важна работа постоянно действующей обучающей системы «регион-муниципалитет».
Экономика региона – это совокупность его отраслей и сфер, поэтому возникновение проектов на отраслевом стыке является для развития экономической системы нормой.
Туризм. Одной из перспективных сфер экономики сегодняшнего времени можно считать индустрию туризма. В связи с этим проекты по улучшению комфорта пребывания туристов и доступности турресурсов в аспекте популяризации внутреннего туризма можно считать очень актуальными. Предпринимательство туристского рынка способно генерировать и свои уникальные проекты. Однако им нужно придавать по большей части межмуниципальный и межрегиональный кооперационный характер.
Межотраслевой блок. Перспективными направлениями в региональной экономической политике можно рассматривать инициативы региональных властей по развертыванию Национальной технологической инициативы (далее НТИ). Например, работа над проектом «Аэродром Кречевицы» в разрезе «АэроНет» НТИ, развитие ремесленного предпринимательства и легкой промышленности в формате кооперации под «ФэшнНет» НТИ и т.п. Каждое из направлений НТИ должно быть запущено после оценки регионального рынка. Даже при наличии 2-3 стабильных игроков направления НТИ в регионе можно начинать формировать платформу под развитие.
Образование. Одним из интересных направлений можно считать развитие инновационной платформы для формирования экономики будущего: инновационные детские технопарки, детские и юношеские соревнования трудовых профессий, развитие кружкового движения в форматах НТИ (что из этого достижимо по финансированию и участникам). Такого рода задел позволит сформировать (накопить) уникальные ресурсы для удержания оттока трудоспособного населения из региона, создаст новые предпринимательские структуры и соответственно повысит налоговую отдачу.
Отметим, что одним из требований Федерации к субъектам РФ также вводится развитие проектов на основе ГЧП. Необходимо продолжать развивать практикоприменение данной формы партнерства.
Работать на благо региона должны все заинтересованные стороны. В противном случае даже при достижении эффекта, не получится удержать результат от сделанной работы на длительное время.