Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 11

19.12.2017 21:28 12

Эссе претендентов на руководство экономикой Новгородской области: часть 11

«53 новости» публикуют одиннадцатое эссе одного из претендентов на руководство экономикой региона. Тема: «Перспективы и риски экономического развития Новгородской области на трёхлетний период».

Создание благоприятного делового климата – не только и не столько тема «в духе времени», сколько цель, жизненно необходимая для дальнейшего развития таких регионов, как Новгородская область. Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства – инструменты, которые, находясь в фокусе департамента экономического развития Новгородской области, должны быть применены для ее достижения. При этом три года – срок, минимально необходимый для формирования благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В активе региона – такие преимущества, как выгодное географическое положение вблизи Москвы, Санкт-Петербурга и европейских рынков, невостребованные энергетические, земельные ресурсы, мощнейший, не используемый в полной мере историко-культурный, рекреационный потенциал, нераскрытые экспортные возможности. Именно их следует использовать как «точки приложения силы» для создания перспектив улучшения инвестиционной привлекательности области.

Некогда один из первопроходцев в привлечении крупных иностранных инвесторов, сегодня регион проигрывает соседним, экономически более развитым регионам в создании условий для ведения бизнеса. Очевиден ряд проблем, которые представляют серьезные риски для развития сферы: низкая бюджетная обеспеченность, в том числе для направления на предоставление финансовой и инфраструктурной поддержки предпринимателей и инвесторов; отток квалифицированных кадров в соседние регионы с более высокой оплатой труда – «обратная сторона медали» выгодного географического положения между «столицами»; наличие территорий, не обеспеченных инфраструктурой (например, ряд негазифицированных муниципальных районов); высокая доля дорог, находящихся в ненормативном состоянии; конкуренция со стороны соседних регионов, более развитых с точки зрения уже созданных для инвестора условий; управленческий «голод».

Представляется, что одним из первоочередных мероприятий, координируемых департаментом экономического развития, должен стать комплекс мер по формированию прозрачного, понятного для бизнеса механизма привлечения и сопровождения инвесторов, условий для ведения предпринимательской деятельности. Работу органов исполнительной власти области и институтов развития, связанную с привлечением инвестиций и сопровождением инвестиционных проектов, поддержкой предпринимательства необходимо трансформировать в процесс, ориентированный на конечных потребителей – субъектов предпринимательской деятельности, инвесторов, и, в конечном счете, население области. Цель – создание условий, при которых каждое звено системы мотивировано на получение положительного результата – привлечение инвестора и его развитие на территории региона, благоприятные условия для деятельности действующего бизнеса.

При формировании системы привлечения инвестиций представляется важным решение нескольких задач. Во-первых, переформатирование инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности. Каждая из организаций инфраструктуры должна стать частью системы, при взаимодействии с которой инвестор понимает, какие функции выполняет организация, «единым окном» для каких мер поддержки (федеральных, региональных, муниципальных) или связи с каким федеральным институтом является. Важно как отсутствие дублирования функций, так и минимизация количества ситуаций, когда предприниматель вынужден «скитаться» от «окна» к «окну». Не менее важно построить подход к работе, обеспечивающий максимально быстрое реагирование на запросы инвестора. Обеспечение связной работы органов исполнительной власти и организаций инфраструктуры поддержки имеет целью и отсутствие «белых пятен» в знаниях о механизмах предоставления той или иной меры поддержки или процедуры, необходимой для бизнеса. Самый печальный исход отсутствия «стройного» подхода – уход инвестора в регион с более комфортными условиями для инвестирования.

Во-вторых, создание набора продуктов для различных инвесторов. Регион уже на уровне специализированной организации по работе с инвесторами должен быть готов предложить условия, привлекательные для иностранных и внутренних инвесторов – от консультационной поддержки до предложения различного типа инвестиционных площадок, готовых инвестиционных предложений и комплексного сопровождения инвестпроекта. Специализированная организация должна быть готова включиться в сопровождение проекта на любой его стадии и максимально оперативно ответить на запрос инвестора.

При этом совершенно очевидно, что область не сможет «тягаться» с более крупными и обеспеченными регионами, которые могут позволить себе, например, создание государственных и муниципальных индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов. Тем более важным становится третья необходимая составляющая – выработка финансовых и нефинансовых условий для поддержки частной инициативы в этой сфере. Некоторые из шагов – дальнейшее развитие законодательной базы в целях создания налоговых стимулов для развития частных инфраструктурных объектов, а также использование уже предоставленных законодательством механизмов, таких как концессия, соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, специальный инвестиционный контракт.

Развитие этих мер должно идти «плечом к плечу» с обеспечением прозрачных условий при строительстве и подключении любых частных объектов к сетям ресурсоснабжающих организаций – «больная тема» для большинства предпринимателей.

Четвертая возможность – активная работа региональных органов власти и институтов развития с федеральными органами власти и федеральными институтами (Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов, Корпорация МСП, Внешэкономбанк) в целях привлечения в регион поддержки с федерального уровня.

Все перечисленные задачи должны решаться в совокупности с применением информационной составляющей. Процесс - не стремительный: инвестиционный имидж региона подкрепляется «историями успеха» конкретных проектов, реализованных на его территории.

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионе наряду с привлечением инвестиций должно играть ключевую роль в усилиях департамента совместно с институтами поддержки и следовать вышеописанной логике. В настоящее время федеральный тренд – проектный подход с установлением объективных показателей деятельности субъектов МСП. Микрофинансовая поддержка, привлечение гарантий региональной гарантийной организации, Корпорации МСП, иных федеральных инструментов, обучение начинающих предпринимателей, в том числе во взаимодействии с партнерскими институтами, социальное предпринимательство – мероприятия, которые доказывают свою эффективность и которые стоит развивать в регионе. На смену прямой финансовой поддержке отдельных категорий субъектов МСП уже пришли – и это то, что требует развития в дальнейшем – меры налогового стимулирования субъектов МСП.

Говоря о развитии инвестиционной деятельности и поддержке малого и среднего предпринимательства, стоит особо выделить тему экспорта. Регион, расположенный на пересечении транспортных путей и находящийся в непосредственной близости от европейского рынка, просто не может себе позволить настолько малое – особенно среди субъектов МСП – количество экспортеров. Усилия департамента должны быть, несомненно, сосредоточены на мерах, осуществляемых в рамках внедряемого в настоящее время в «пилотном» режиме Регионального экспортного стандарта. Во взаимодействии с Российским экспортным центром необходимо найти «точки роста» для развития экспорта, его диверсификации и вовлечении в него малых предприятий.

Обязательное условие выработки направлений деятельности департамента, иных органов власти, работающих с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности, инфраструктуры поддержки – получение обратной связи от делового сообщества, в том числе посредством взаимодействия с общественными организациями предпринимателей.

Снижение рисков для развития, решение проблем в организации системы привлечения инвестиций и создания условий для развития бизнеса, приложение усилий в точках, где регион имеет потенциал для роста – меры, которые в среднесрочной перспективе помогут вывести регион в число лидеров по уровню делового климата.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что будет со строительством в Великом Новгороде: прогноз Владислава Букетова День за днем: 29 января Он сказал: «Ты шла, а за спиной было солнце, и я понял, что пропал». Первое интервью супруги губернатора Новгородской области Сегодня на новгородском Avito можно прикупить винтажный чемодан и бесплатно получить спичечный коробок Археологи НовГУ получили грант на Летнюю школу «Старая Русса – Пятницкий раскоп»

Последние новости