Оптовые цены на зимнее дизельное топливо в октябре обновили исторические максимумы, пишет сетевое издание «Форпост».
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи рост к уровню прошлого года составил более 23%. При этом стоимость топлива на АЗС выросла незначительно.
Между тем «Форпост» упоминает письмо руководителю питерского УФАСа Вадиму Владимирову от президента Нефтяного клуба города Олега Ашихмина, где изложена просьба проконтролировать оптовые цены на нефтепродукты при поставках в розничные сети АЗС.
При этом клуб отреагировал на обращения независимых участников розничного рынка нефтепродуктов о взвинчивании оптовых цен на дизель вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Суть в том, что ВИНКи могут удерживать цены на подконтрольных сетях АЗС, покрывая убытки за счёт роста прибыли своих перерабатывающих предприятий, торгующих оптом. Независимые же операторы вынуждены реализовывать дизель себе в убыток.
Так, по утверждению Олега Ашихмина, в последнюю неделю октября «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» поставлял зимнее дизельное топливо по цене 47,2 тыс. рублей за тонну (39,65 рублей за литр). «Газпром нефть» – 44 тыс. рублей за тонну (37,84 рублей/литр). В то же время, по данным портала АИ92, на заправках «Лукойла» и «Газпрома», оно стоило от 37,10 до 39,25 рублей. А эксплуатационные затраты АЗС могут доходить до 4,5 рублей на литр.
Олег Ашихмин комментирует ситуацию:
Бесконтрольное повышение оптовых цен на нефтепродукты при искусственном сдерживании розничных цен на АЗС приведёт к уходу с рынка независимых операторов розничных сетей АЗС и к фактической монополизации рынка вертикально-интегрированными компаниями. Такое положение дел противоречит интересам широкого круга потребителей и ведёт к уничтожению самого понятия рыночная конкуренция».
Между тем возможен и сценарий, при котором вместо уменьшения оптовых цен нынешней зимой автомобилисты неожиданно столкнуться с повышением розничных.