Управленческая сфера тесно связана с необходимостью принятия большого количества решений, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь общества. Будущим руководителям и юристам, да и просто деловым людям, будет нелишним знать разницу между министерством и коллегией. Данные объединения существенно отличаются друг от друга, осуществляют собственные функции и выполняют свой набор обязанностей. Разделение полномочий между ними сложилось исторически и обусловлено целым рядом причин.
Коллегия – это общность людей, объединённых одним профессиональным занятием, созданная для реализации поставленных целей и задач. Данный термин имеет множество значений, обусловленных историческим отрезком времени. Так, в Российской империи коллегии выполняли функции отраслевых органов государственной власти. В настоящий момент данным понятием охватывается круг специализированных совещательных органов, созданных для решения конкретных задач (коллегия судей, адвокатов).
Министерство – орган государственной власти, наделённый широким кругом полномочий и управляющий определённой сферой общественно-правовых отношений. Централизованная система управления предполагает наличие властной вертикали, во главе которой стоит министр (в некоторых странах – директор). Между различными министерствами одного государства поделены сферы влияния на общественную, политическую и экономическую жизнь, дублирование функций крайне нежелательно.
В чем же разница между коллегиями и министерствами? Если мы говорим про исторический аспект, то коллегии в России появились значительно раньше министерств. Их состав был заранее определён и включал в себя, помимо целого ряда должностей, прокурора, который следил за правильностью работы, секретаря, регистратора. Структура министерств Российской империи была создана в соответствии с планом М.Сперанского и постепенно расширялась, по мере развития государства и общества.
В настоящий момент понятие коллегии полностью утратило свой изначальный смысл и превратилось в добровольное объединение людей, созданное для периодического решения определённых вопросов, имеющих значения для круга профессионалов или специалистов. Это может быть сообщество адвокатов, судей, прокурорских работников, сформированное для обсуждения той или иной проблемы и последующего принятия решения. При этом министерства обладают централизованной структурой и являются динамичными, для них характерна вертикаль власти. В коллегии решения принимаются путём переговоров, что существенно снижает скорость их работы.
Историческое происхождение. Коллегии в России были введены во времена Петра I, а министерства появились значительно позже.
Структура управления. В министерствах есть руководитель, в то время как в коллегиях – председатель.
Способ принятия решений. В коллегиях любые вопросы решают коллегиально, путём выработки совместной позиции, в министерствах – единолично.
Скорость работы. Министерства способны решать любые проблемы оперативно, в то время как коллегии обладают высокой инертностью.
Формирование. Министерства обладают собственным штатом сотрудников, за участие в работе предусмотрено вознаграждение. Современные коллегии являются совещательными органами и собираются для решения определённых задач.
Принцип объединения. На любую должность в министерство лицо проходит строгий отбор, с ним устанавливаются трудовые отношения. Сбор коллегий является добровольным, для присоединения к ней необходимо отвечать определённым требованиям.