В российской экономике есть такое понятие хозяйствующего субъекта как акционерное общество, которое подразделяется на два вида – закрытое и открытое. В чем различия этих типов обществ? А, может быть, между ними вообще нет никаких расхождений? Этот вопрос достаточно интересный, поэтому попробуем разобраться в нем более подробно.
ЗАО (Закрытое акционерное общество) представляет собой коммерческую организацию, у которой уставный капитал разделяется на некоторое количество акций (ценных бумаг). Характерной особенностью ЗАО является тот факт, что акциями могут владеть только физические лица, создавшие данную организацию, то есть учредители. Посторонние лица не могут приобрести ценные бумаги закрытого акционерного общества. Кроме того, если какой-либо собственник акций принял решение выйти из состава учредителей, он может продать свои акции, но только тем лицам, которые входят в состав акционеров компании. Кроме того, ЗАО обладает некоторым преимуществом – оно имеет право не публиковать свою отчетность в средствах массовой информации.
ОАО (Открытое акционерное общество) представляет собой коммерческую организацию, у которой уставный капитал также состоит из акций. Учредителями данной компании может быть ограниченное количество лиц, а вот владельцами могут быть лица, не входящие в этот состав. Такая природа отношений позволяет практически любому человеку либо юридическому лицу приобрести акции какого-либо ОАО и стать его акционером, а, следовательно, получать определенный доход в виде дивидендов. Следует сказать, что каждый собственник акций может в любой момент принять решение об отчуждении своих ценных бумаг в пользу третьих лиц, причем он не обязан спрашивать разрешения у других акционеров. Кроме этого, ОАО обязано публично представлять потенциальным инвесторам для ознакомления свою отчетность за истекший период.
В заключение нужно сделать вывод о том, что ЗАО и ОАО – это разновидности акционерных обществ, которые имеют свои, присущие только им, характерные особенности. Так, только учредители ЗАО могут владеть ценными бумагами, а отчуждать их лишь в пользу других акционеров, в то время как акционерами ОАО могут стать как физические, так и юридические лица, не входящие в состав учредителей компании, при этом акции ОАО можно продавать без согласия на то существующих акционеров. Кроме того, отчетность ОАО должна обязательно размещаться в публичных средствах массовой информации, а ЗАО имеет право не размещать свою документацию.
Количество участников открытого акционерного общества не ограничивается. А вот в состав ЗАО одновременно может включаться не более 50 человек, что может существенно усложнить ведение бизнеса. Но ЗАО для начала деятельности потребуется уставной капитал в объёме 100 МРОТ, в то время как ОАО – 1000 МРОТ. Есть и нюансы в плане развития компании. Так, если количество участников ЗАО выйдет за рамки 50, в течение года его необходимо перерегистрировать в качестве ОАО.
Акционерами ЗАО могут быть только учредители компании, а акционерами ОАО – как физические, так и юридические лица, изъявившие свое желание и купившие ценные бумаги этой организации;
Уставный фонд. Для ЗАО он составляет 100 МРОТ (10 тыс. рублей), для ОАО – 1000 МРОТ (100 тыс. рублей).
В состав ЗАО не может войти более 50 человек одновременно. Количество акционеров ОАО не ограничено законодательством.
Акции ЗАО перераспределяются только между учредителями и с их согласия, ценные бумаги ОАО могут быть проданы третьим лицам без согласия существующих акционеров;
ОАО обязано публиковать свою отчетность, а ЗАО – нет.
Деловой статус. В силу своей закрытости, ЗАО хуже воспринимается инвесторами и деловыми партнёрами. ОАО в глазах делового мира обладает наивысшим деловым статусом, что позволяет рассчитывать на особое отношение к своему делу.