Сегодня, 26 декабря, в Кремле проходит итоговое заседание Госсовета, посвященное мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов. После вступительного слова президента РФ Владимира Путина с основным докладом дня выступил губернатор Новгородской области, руководитель рабочей группы Госсовета Андрей Никитин.
Он обозначил, что регулярно идет работа по целевым моделям, проводятся опросы среди представителей бизнеса, которые помогают понять, насколько эффективно выстраивается деятельность.
Андрей Никитин поднял вопрос о проблемах, которые возникают у бизнеса при подключении к инженерным сетям.
«И вот что важно: нередко технологическое присоединение к инженерным сетям и получение энергоресурсов обеспечивают частные организации, которые в силу ряда причин занимают монопольное положение в отдельных территориях, и этим активно пользуются. Не стремятся оптимизировать процессы техприсоединения, внедрять современные сервисы, заявку в электронном виде подать нельзя, а если говорить прямо, конкретные лица просто вынуждают за дополнительную плату ускорить решения вопросов по подключению. Считаем, что компании, которые предоставляют публичные услуги предпринимателям, тем более являющиеся монополистами в какой-то сфере, независимо от формы собственности должны работать по единым правилам и стандартам. Речь прежде всего – об оказании услуг и сокращении сроков, в том числе, в режиме одного окна», - сказал глава региона.
В своем выступлении Андрей Никитин затронул важный вопрос, который касается недобросовестных предпринимателей. Некоторые из них, как говорит губернатор, полагают, что выгоднее работать без регистрации. Таким образом они не несут никакой ответственности за некачественное предоставление услуг, не платят налоги и взносы за работников в обязательные фонды и так далее. «Это значит, что доходы не будут учтены при оформлении пенсионных прав», – подчеркивает глава региона.
– Муниципалитеты, в свою очередь, теряют доходы, которые могли бы направить на развитие территорий. Только в одном Пестовском районе из 12 тысяч трудоспособного населения – шесть тысяч работали на предприятиях, которые не зарегистрированы. Благодаря поддержке прокуратуры, 500 из них нам удалось официально оформить буквально за последние несколько месяцев. Отмечу, что общий объем недополученных доходов только местного бюджета по налогу на доходы физических лиц от так называемого «теневого сегмента» может составить порядка 90 млн рублей. Это одна шестая часть всех доходов муниципального района.
Губернатор привел и другой пример из сферы предоставления туристических услуг, где встречаются лица, официально не имеющие статус предпринимателя или юридического лица.
– Так, на одном из самых популярных ресурсов бронирования содержится более 200 отзывов о деятельности частного отеля. При проверке собственник сказал, что к нему приехали родственники, и никакой прибыли он не получает. При этом серьезные инвесторы прямо говорят: «Мы не готовы работать, когда отсутствуют условия для справедливой конкуренции, потому что по экономике бизнеса мы будем проигрывать нелегалам». Подчеркну: на федеральном и региональном создаются условия для небольших компаний индивидуальных предпринимателей.
Здесь Андрей Никитин поблагодарил Корпорацию по развитию малого и предпринимательства за бизнес-навигатор МСП, программы займов и гарантий.
Субъекты Федерации делают шаги по снижению налоговых ставок для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Существуют возможности для быстрого регистрирования своего дела. Считаю, мы не можем допустить, чтобы теневой сектор разрушал конкурентную среду, ставил в неравное положение тех, кто честно ведет вое дело. Поэтому мы предлагаем дополнительно рассмотреть вопрос ответственности за незаконное предпринимательство.
Отдельно губернатор Новгородской области сказал о механизмах поддержки инвестиционных проектов в субъектах Федерации.
- Сейчас регионам даны широкие полномочия по налоговым льготам, но никто не знает, насколько помогает бизнесу та или иная преференция. Получается, и инвестор не чувствует поддержки, и бюджет теряет деньги. Мы предлагаем разработать методику оценки эффективности применения налоговых льгот, внести ответственность за результаты проектов. И еще: с 2015 года запущена программа компенсации расходов субъектов на создание региональных индустриальных парков, ее объем не может превышать объем фактически уплаченных резидентами федеральных налогов. Понятно, что наиболее значительными являются выплаты по НДС, которые возвращаются компаниям при экспорте продукции, и, значит, не учитываются при расчете компенсации регионам.
Получается, что, с одной стороны, мы стремимся наращивать объемы экспорта отечественной продукции за рубеж, а с другой – лишаем регионы мотивации работать с компаниями, ориентированными на внешние рынки. В этой связи считаем необходимым скорректировать механизм компенсации расходов на создание индустриальных парков.
Андрей Никитин также отметил, что сегодня на каждом предприятии говорят о нехватке молодых квалифицированных кадров, тогда как престиж рабочих профессий растет.
– Молодежь хочет получать действительно качественное образование, которое позволит им найти интересную востребованную работу, получать достойный доход. Мы должны ответить на запросы отечественного бизнеса, ну и, конечно, на запрос молодого поколения, а значит, вывести наши колледжи, техникумы на самый высокий мировой уровень, существенно обновить материально-техническую базу, повысить квалификацию преподавателей.
Мы предлагаем реализовать государственную программу развития системы начального и среднего профессионального образования на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ и бизнеса.
– Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Шесть лет назад вы поставили нам задачу, чтобы Россия вошла в число ведущих стран мира по условиям ведения бизнеса, и мы сделали значительный шаг вперед. Но в современном мире, чтобы быть лучшими, конкурентоспособными надо непрерывно совершенствоваться, делать это быстрее, чем другие государства.
Нам нужен такой механизм, который бы позволил постоянно реагировать на растущие запросы бизнеса по качеству деловой среды. Речь идет о своевременном внесении изменений в законодательство и нормативную базу, обмене лучшим практиками. В этой связи мы предлагаем создать Центр мониторинга и устранения нормативных и регуляторных ограничений на базе Минэкономразвития с участием координационной структуры на уровне правительства Российской Федерации, какой-то одной из комиссий».
Также в ходе заседания Андрей Никитин поднял вопрос о проверках бизнеса. Их, по его словам, нужно фиксировать на видео и потом предоставлять записи, которые должны харниться не менее года, в прокуратуру.