Шаг первый. Университет сегодня, очевидно, нуждается в более представительном и влиятельном Попечительском совете. Его члены не являлись бы исключительно местными чиновниками, сменяющимися каждые два-три года, но имели бы серьезный персональный вес (по имени, а не по должности) на федеральном и мировом уровнях, могли бы лоббировать интересы вуза как в Москве, так и за рубежом. В таком совете естественно смотрелись бы федеральные политики и государственные деятели, крупные бизнесмены и меценаты, выдающиеся ученые, просветители, известные писатели, общественные деятели.
Ежегодные заседания Попечительского Совета НовГУ должны быть значимыми и отнюдь не формально-бюрократическими событиями в жизни вуза. Задача членов Совета - привлекать внимание и ресурсы государства, международных институций, бизнеса, гражданского общества, СМИ для раскрытия потенциала университета и усиления его образовательных, научных, просветительских позиций.
Свои попечительские или общественные советы нужны и структурным подразделениям вуза, чтобы в идеале у каждого (!) института, факультета, отделения, входящего в университет, была своя мощная «группа поддержки». Не говоря уже о необходимости иметь современные сайты этих подразделений, представительства в соцсетях, помогающие решать стоящие перед ними задачи.
Шаг второй. Также большую пользу для продвижения университета могла бы оказать Ассоциация выпускников НовГУ, если бы она была действующей, независимой, демократичной организацией со своим сменяемым правлением, собственным бюджетом, формируемым через систему членских взносов, проработанными ритуалами и разветвленной программой действий. В рамках такой ассоциации можно было бы проводить ежегодный просветительский фестиваль и ежемесячные встречи выпускников, которые, помимо прочего, каждый раз на своих торжественных собраниях поднимали бы неизменный тост за НовГУ (симпатическая магия в действии!).
Шаг третий. Один из основных трендов развития научных и образовательных институций сегодня связан с оцифровкой результатов их деятельности и размещением их в открытом доступе для всех желающих. НовГУ также нуждается в собственной электронной библиотеке, сформированной из исследований своих научных сотрудников, студентов, аспирантов и других специалистов. Кроме того, было бы полезно создать видеоканал вуза на YouTube или на другом видеохостинге, где размещались бы записи лекций, семинаров, конференций, творческих вечеров и других научно-культурных мероприятий. Успех канала «Постнауки» свидетельствует о том, что такой контент может быть очень востребованным среди пользователей, интересующихся наукой и онлайн-образованием.
Шаг четвертый. Необходимо обновление и создание с нуля статей и разделов об университете в международных базах данных вроде той же Википедии. Особенно важна работа с подобными ресурсами на иностранных языках. Сейчас, к сожалению, даже в русскоязычной Википедии нет статей о многих заслуживающих внимания бывших и действующих преподавателях и выпускниках НовГУ, нет ссылок на их книги и статьи.
Шаг пятый. Университет должен быть открытым и мощным интеллектуальным центром города, притягивающим к себе наиболее умных и деятельных горожан. Многие образовательные учреждения один-два раза в год объявляют наборы на бесплатные (!) факультативы по самому широкому спектру курсов для всех желающих. Думаю, такой формат не только бы способствовал повышению грамотности новгородцев, но и содействовал бы укреплению авторитета вуза за пределами региона. Зарабатывать же университет мог бы на платных публичных лекциях приглашаемых «звезд».
Шаг шестой. Университету жизненно нужны новые журналы, интегрированные в основные индексы научного цитирования. Такие журналы должны возглавлять признанные ученые, а публикации в них должны быть бесплатными и ориентированными исключительно на качество и научную ценность представляемых работ.
Шаг седьмой. Поскольку бесплатное высшее образование с каждым годом все больше отходит в небытие, университету нужны дополнительные стипендии для талантливых студентов, позволяющие им сосредоточиться на учебе и не отвлекаться на сомнительные подработки. Такие стипендии могли бы учредить Ассоциация выпускников НовГУ, Попечительские или общественные советы структурных подразделений вуза, отдельные члены Попечительского совета НовГУ. Собственно, уже само учреждение и финансовое обеспечение такой стипендии могло бы быть достаточным основанием для включения человека с безупречной репутацией в Попечительский совет университета.
Шаг восьмой. В нашу информационную эру НовГУ нуждается в собственном СМИ, причем пишущем не только о внутренних событиях – об участии преподавателей и студентов в различных конференциях, праздничных шествиях, олимпиадах, спортивных соревнованиях, но и о науке и образовании в целом, то есть способном в будущем вырасти до федерального уровня.
Шаг девятый. В городе, который чиновники любят называть «Родиной российской государственности», при ректоре Викторе Вебере и губернаторе Сергее Митине был по сути ликвидирован исторический факультет, существовавший с 1932 года. Его заменили невнятным «отделением», оставив при нем лишь две кафедры вместо прежних четырех. Понятно, что в нынешних условиях университет не сможет развивать все направления одинаково интенсивно, но историческое образование в Великом Новгороде, с его богатейшим археологическим наследием, просто необходимо возродить. Уверен, что если бы образовательные программы изменились таким образом, что все выпускники новгородского истфака хорошо знали по два иностранных языка (английский + какой-то еще), то никаких проблем с их последующим трудоустройством точно не возникло. Конкурс же на это направление вырос бы в разы.
***
Разумеется, я изложил лишь некоторые предложения по переустройству НовГУ, не связанные с изменением всей системы российского образования, о признаках тяжелой болезни которой год назад хорошо написала моя коллега из Саратовского государственного университета, профессор Вера Афанасьева. Начинать всегда надо с малого, и, если совсем ничего не менять к лучшему на местах, то и большие трансформации всего общественного устройства, которые, как правило, происходят силою вещей и в самый неожиданный момент, не принесут ни радости, ни удовлетворения.