Туристический офис «Русь Новгородская» и Музей тесовской узкоколейной дороги познакомили представителей турбизнеса и журналистов с уникальной техникой и торфоразработками.
«Новгородское областное телевидение» также отправилось в путешествие на экзотичном виде транспорта.
Машинист пассажирской автомотрисы ТУ-6П Алексей везёт гостей вглубь тёсовского месторождения, на действующие торфоразработки. Расстояние всего лишь 12,5 километров, но путешествие не быстрое. Узкоколейные пути находятся не в идеальном состоянии, а потому максимальных скоростей Алексей не включает, чтобы пассажиров не укачало. Часть гостей предпочла прокатиться с ветерком на шустрой мотодрезине «Пионерка», благо с возможностями и характеристиками узкоколейной техники всех ознакомили заранее.
О локомотивах, вагонах и прочей технике директор музея Алексей Помигуев может рассказывать часами. Команда петербургских энтузиастов собирает экспонаты по всей стране, и сегодня в музее представлено порядка 40 образцов узкоколейной техники. Большинство из них отреставрировано и представлено публике практически в первозданном виде. Новинка – пассажирский вагон ПВ-40. В мае этого года при содействии правительства Новгородской области в фонд музея Октябрьская железная дорога передала четыре таких вагона.
Вообще в Советском Союзе узкоколейная техника была развита и широко применялась в заготовке леса и на торфоразработках.
Тёсовские торфяники начали разрабатывать ещё до войны, но по-настоящему за месторождение взялись в 1950-е годы. Люди приезжали со всей страны, строилась развитая инфраструктура, в том числе узкоколейная дорога для вывозки торфа. Протяжённость путей составляла почти 200 км, добыча достигала 2 млн тонн в год. Но сегодня техника простаивает, большую часть путей разобрали. Рельсы, вагоны и локомотивы сдали в металлолом, уже много лет торф, как источник энергии, всерьёз не рассматривают.