На фото: Правительственный поезд, 1918 г.
Первое железнодорожное путешествие советского правительства могло закончиться трагически в Малой Вишере.
С февраля 1918 года Совнарком во главе с Лениным спешно перебирался из Петрограда в Москву, опасаясь наступления немецких войск. Недовольные этим бегством железнодорожники устраивали забастовки. В глубокой тайне 10 марта 1918 года в 22:00 с Николаевского вокзала (ныне Московский) отправились три VIP-поезда, в них ехал Ленин с коллегами из ЦК, Совнаркома и ВЦИК.
В погоню пустился «загадочный» поезд с матросами-анархистами, дезертировавшими с фронта. Этот эпизод ярко описал А. Толстой в повести «Хлеб». В Малой Вишере поезда встретились, но у ленинской охраны было больше пулеметов. В итоге латышские стрелки бескровно разоружили дезертиров и все правительственные вагоны без помех прибыли в Москву.
Это железнодорожное путешествие стало первым и последним для председателя Совнаркома Владимира Ленина. С марта 1918 года и до самой смерти он работал только в Москве и подмосковной усадьбе Горки.
Александр Никольский, кандидат технических наук:
«Для В.И. Ленина в послереволюционный период главным железнодорожным путешествием был переезд Советского правительства из Петрограда в Москву в 1918 году. В Петрограде положение большевистской власти в это время было крайне неустойчивым, в оппозиции оказался даже наиболее крупный профсоюз железнодорожников ВИКЖЕЛЬ, поэтому переезд проводился в условиях засекреченной операции. Руководил ею В.Д.Бонч-Бруевич. Для перевозки членов Совнаркома и части сотрудников было сформировано три пассажирских состава.
Дату выезда правительства во главе с Лениным в газетах объявили на 11 марта, но это была намеренная дезинформация, фактически он произошел на день раньше.
10 марта два первых «литерных» состава были поданы под посадку на Николаевский вокзал, а главный поставили на неприметной платформе «Цветочная» за Московской заставой. На одного человека, включая членов семьи, полагалось по 10 пудов клади. Состав охраняли латышские стрелки под командованием О. Берзиня. В последнем вагоне разместился их резерв из 100 человек.
Ленин, Крупская, Ульянова, Бонч-Бруевич и другие по окольным улицам добрались на машинах к Цветочной, где их проводили в салон-вагон с наглухо зашторенными окнами. Помимо электрического, вагоны имели запасное свечное освещение… Однако произошло непредвиденное. С товарных путей узла между первым и вторым литерными проскочил воинский эшелон с матросами, дезертировавшими с фронта. Несмотря на требования начальников станций, он отказывался пропустить литерные поезда и тормозил их продвижение. Все должно было разрешиться на станции Малая Вишера, где волей-неволей поездам приходилось останавливаться для смены паровозов, набора воды и топлива. Такие же остановки делались на станциях Бологое и Тверь.
Когда 4001-й среди ночи прибыл в Малую Вишеру, эшелон с дезертирами был уже здесь. Что матросы знали про литерные поезда, какие у них были планы, сейчас сказать трудно. Но когда они попробовали приблизиться, их встретили стволы винтовок и пулеметов. Под их прикрытием отряд стрелков оттеснил матросов к эшелону и заставил разоружиться. Затем «анархистский поезд» перевели на запасной путь, а литерные продолжили движение к Москве».
Документальный фильм «4001-й литерный. Поезд-призрак». Серия 1
Алексей Толстой, повесть «Хлеб» («Оборона Царицына»). В тексте автор меняет место действия с Малой Вишеры на Любань:
«Поезд, где находился Ленин, вышел вторым в составе трех поездов. Но уже через час машинистом было обнаружено, что впереди идет не один поезд, а два. Какой-то неизвестный состав товарных вагонов с двумя паровозами вклинился где-то на стрелках между головным поездом, где ехали члены Всероссийского центрального исполнительного комитета, и вторым — с Лениным.
Это было сообщено управляющему делами помощником машиниста, который перебрался на ходу с тендера по крышам вагонов. Никому, даже Ленину, не было сказано об опасности. Латыши распахнули на площадках дверцы, приготовили пулеметы. Был третий час ночи. Дождь перестал, за волочившимися над чахлым ельником туманными облаками начала показываться половинка луны. Впереди в полуверсте ясно различался красный огонь загадочного поезда, замедлявшего ход. С паровоза сообщили, что сейчас — Любань и идущий впереди поезд, видно, там намерен остановиться на первом пути...
...Управляющего делами заметили: «Чекист, сукин сын, под колеса его». Людям в бушлатах и шинелях явно давались указания: человек сто решительно двинулось к поезду Ленина. Но им навстречу с площадок соскочили латыши, — они бегом по асфальту тащили пулеметы.
Управляющий делами с поднятым карандашом перекрикивал грохот пулеметных катков:
— Назад, по вагонам!
При виде пулеметов толпа бушлатов и шинелей остановилась. Из дверей теплушек высовывались женщины в пестрых шалях, визжа, махали руками. Толпа отступила, — побежали, полезли в вагоны, хватаясь за руки женщин… Задвигались двери. Через несколько минут перрон был очищен, загадочный поезд погружен».
Документальный фильм «4001-й литерный. Поезд-призрак». Серия 2