В Новгородской области создан цифровой Центр управления решениями

23.01.2018 0:36 14

В нашем регионе подводят итоги пилотного проекта «Апробация технологии перехода на Централизованную облачную систему финансово-хозяйственной деятельности в органах исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждениях Новгородской области».

Если короче и проще – наш регион попробовал одним из первых в России перевести управление, в том числе деньгами, на единую и современную платформу. Также, разгрузить людей от рутинной работы и не только сэкономить ресурсы, но и сделать распоряжение ими эффективным. Об этих революционных изменениях с «53 новостями» поговорил куратор проекта Николай Курмышев – заместитель руководителя администрации губернатора Новгородской области – начальник управления администрации губернатора Новгородской области по развитию цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий.

В Новгородской области создан цифровой Центр управления решениями

– Николай Васильевич, что это за пилотный проект? Этот проект посвящен менеджменту, или он куда более глубокая вещь?

– Это один из 12 первых проектов цифровой экономики, которые мы начали реализовывать еще в 2017 году. Достаточно крупный и важный проект в том смысле, что он нацелен на получение управленческих эффектов в управлении территорией.

Как повысить эффективность управления?

Один из способов – четкий и эффективный контроль учетности ресурсов, которыми мы обладаем, в том числе финансовых и кадровых. На сегодняшний день этот учет осуществляется самыми разными информационными системами.

Разные производители, разные решения, ничего не централизовано, нет единого обмена информацией, нет единой точки отчета. Приводит это к дополнительным затратам и неэффективности управления, распылению государственных средств.

Кстати, мы не пионеры, эта вся история по централизации хозяйственно-кадровой деятельности в больших государственных и бизнес-корпорациях началась уже лет десять назад. Они поняли: для того, чтобы был порядок в управлении, нужно иметь одну большую, как правило, облачную систему, которая будет единой для всех пользователей.

Замечу, власть представляет собой одну большую государственную корпорацию управления. Областной уровень, муниципальный уровень, все это – государственные учреждения. Так вот ранее, а во многом и сейчас, их финансово-хозяйственная деятельность выполнялась самыми разными инструментами, но все это вместе не является единым целым.

Сбербанк, РЖД, правительство Москвы давно уже перешли на единую систему, где каждый потребитель работает в общей системе и есть возможность обмениваться информацией, анализировать, что происходит.

В данном случае решаются даже простые бухгалтерские задачки: учет кадров, что купили, на что потратили. Из этого складывается вообще вся картина, как используются государственные деньги. Можно купить один и тот же предмет за 100 рублей, а можно и за 150. Почему за 150? Это не нарушение, просто люди не знали, где и у кого купить. В нашей новой системе решается и вопрос повышения эффективности государственных закупок, но не только это важно и необходимо.

Во-первых, снижается стоимость владения этими системами. Стоимость владения системой ниже, когда она одна и едина для всех, чем тысяча однородных систем, которыми все равно нужно владеть, обслуживать и так далее.

Во-вторых, работать в рамках этой системы может меньшее количество людей в совокупности – это специалисты. Люди, которые обеспечивали работу на отдельных компьютерах – это большая армия, которую нужно оплачивать. То есть у людей повышается производительность труда. Работая на самой современной системе, они могут быстрее выполнять свои профессиональные функции.

Также меньше требования к инженерному сопровождению, потому что все сосредоточено в одном месте.

Повышается надежность. Это тоже экономический эффект.

Еще один эффект – повышение качества принятия решений. Когда мы владеем объективной и оперативной информацией, руководители всех уровней могут принимать решения, основанные на реальных фактах и событиях.

Уже есть опыт внедрения подобных систем в больших масштабах в государственных компаниях, корпорациях. Однако переводить какой-то большой проект на прогрессивные технологии нужно, на мой взгляд, сперва попробовав на ограниченном количестве организаций, причем самых разных: органов исполнительной власти, организациях подведомственных областных учреждений, организациях муниципальных органов.

Главное – запустить систему, которая по структуре своей является облачной, централизованной, современной, и посмотреть – действительно ли подтверждаются те ожидания, о которых я говорил выше, и которые уже успешно прошли в других организациях?

В Новгородской области был запущен пилотный проект на 26 организаций. Цель – попробовать создать прототип такой системы и и убедиться, что наши предположения верны, что, действительно, работать станет организациям проще, что те эффекты, которые мы ожидаем – понятны и достижимы. Наконец – оценить стоимость владения системой. Иными словами, перед началом какого-то массового перехода области на централизованную облачную платформу, нужно было попробовать это на малом количестве, чтобы исключить, минимизировать ошибки и затраты.

В Новгородской области создан цифровой Центр управления решениями

– У любой централизованной системы есть слабое место…

– Я понял вопрос и готов на него ответить. Увеличиваются ли риски падения такой системы, ее остановки, и какова цена этой ситуации? Как ни странно, надежность централизованной системы выше, чем если мы имеем дело с совокупностью разрозненных систем. Это обеспечивается размещением единых систем в центрах обработки информации, в которых есть дублирование, профессиональная архивация, защита данных. Все вместе это уменьшает риски потери данных.

Этого, как правило, нет на отдельных локальных системах пользователей, которые существуют сейчас. И мы наблюдаем многочисленные факты потери информации, плохого решения процессов защиты информации. Часто сталкиваемся с ситуацией, когда во время какой-то вирусной атаки потерялись какие-то ценные данные, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью. Риски и в большой системе существуют, но они меньше, потому что идет профессиональная защита и управление данными».

– Любая система ценна, в том числе, и доступным представлением результатов ее работы, чтобы управленец понимал, что ему на выходе эта система предлагает. Доступен ли для человека будет результат работы этой системы, насколько она адаптирована для понимания?

– Действительно, в большом количестве достоверной информации в онлайне можно запутаться, потому что ее много. Если мы говорим о разного уровня руководителях, то каждому на своем уровне необходима та информация, которая помогает ему принимать правильные управленческие решения.

На нашем пилотном проекте также отрабатывается вопрос создания некого аналитического инструмента, который позволял бы путем правильной настройки определенных информационных фильтров формировать тот итоговый результат, который нужен на компьютере руководителя каждого уровня.

То есть руководитель и конкретного учреждения видит ту информацию, которая ему нужна для оперативной текущей работы, и руководитель соответствующего министерства, департамента или комитета видит, как в целом его подведомственные организации работают и какова ситуация на данный момент.

Если мы говорим о высшем руководстве, губернатор также видит общую картину: в образовании, в здравоохранении, в социальной защите, в экономике. Если какой-то показатель оказывается в красной зоне, он может понять, почему так происходит, разобраться в ситуации. Либо, наоборот, если все в зеленой зоне, если все нормально, он видит конкретные цифровые показатели – насколько это хорошо. Это совсем другой уровень информирования.

На данный момент у многих руководителей данные о происходящем собираются путем переписки по электронной почте, обзвона, полуручного составления каких-то табличек и потом их распечатывания и предоставления другим руководителям.

Это, во-первых, требует времени и затрат труда. Во-вторых, на каждом этапе происходят какие-то искажения, потому что кто-то допускает ошибки. В нашей системе ошибок быть не может, потому что берется вся первичная информация. Она доступна, она интегрируется и обрабатывается, получаются абсолютно достоверные цифры.

– А уже есть какие-то цифры, может даже в рублях, насколько сократились те же бюджетные расходы?

– Подтвердить рублевый эффект на сегодня невозможно, потому что мы не подключили все организации. У нас небольшая выборка – проценты.

Также, очевидно, нужно учитывать мнения пользователей, специалистов, которые работают с этой системой. И опрос показывает, что работать в этой системе им после обучения, которое, кстати, прошло – легко, занятно и прозрачно.

Руководители, которым были продемонстрированы интерфейсы управления, тоже отметили, что это полезно, что им стала прозрачна теперь ситуация в подведомственных учреждениях.

Если говорить о сокращении стоимости владения, то, по нашим оценкам – причем вполне реалистичным, поскольку мы знаем, сколько вообще стоит поддержка систем бухгалтерской и кадровой деятельности в масштабах всей области по рыночным ценам и сколько нам будет стоить владение этой облачной системой, то здесь разница порядка пяти раз. Я не буду сейчас называть конечные цены, потому что они достаточно условны, но пять раз – около 30 млн рублей в год. Это самый маленький эффект – очевидный и понятный, но не самый главный. Если же говорить о повышении производительности труда, то она повышается где-то на 30%.

– Как выбирались учреждения-участники проекта?

– Это самые социально-значимые учреждения, потому что они самые массовые по направлению и потому что именно по ним будет самый основной социально-экономический эффект в силу своей массовости. Если посмотреть бюджет Новгородской области, то основными потребителями являются образования, медицина, социалка.

– С этой системой как-то будут интегрированы министерства, которые занимаются экономикой, финансами?

– Моя задача – создать единую цифровую платформу для всех органов власти и всех государственных учреждений. Это общий тренд, весь мир так развивается, переходя на единые цифровые платформы. Все будут ей пользоваться. То есть мы создаем нечто, чем будут пользоваться все.

– У меня вопрос чисто человеческий. Любая новая вещь, любой новый проект, тем более новые технологии, имеет две проблемы при внедрении: чисто психологическую – боязнь нового, и возрастную. Биологию не обманешь, человек лет так в 50, 60, а у нас управленцы зачастую – люди возрастные – сложно, даже при большом желании, осваивает новые технологии. Как вы могли бы прокомментировать этот момент? Или вы техник и вам это неинтересно?

– Я вижу в этом некоторый вызов. Я понимаю, как это преодолеть. Во-первых, обучением – в пилотном проекте оно было, и все потребители его проходили, после чего работа с системой становится простой и понятной. Во-вторых, новое, как мне кажется – всегда интересно. Если мы в людях возбудим любопытство, тягу к новизне, покажем, что есть возможность использовать более эффективные инструменты… Например, можно профессионально и быстро считать на счетах, но переход на калькуляторы обеспечил более высокую производительность труда, и все стали ими массово пользоваться, включая бабушек и дедушек.

Потом появился интернет, тоже сначала казалось, что это только для молодежи, только для инженеров, но нет, сегодня интернет доступен всем, доступен голосовой интерфейс, разрабатывается нейроинтерфейс. То, что разрабатывается сейчас, завтра будет обычным делом. Технология, которую мы сейчас внедряем – да, не голосовая, пока нельзя передавать информацию мысленно, но пройдет еще 5-10 лет, и достигнем и этого. Интерфейсы, которые есть сейчас, понятны пользователям. Я имею ввиду прогрессивных руководителей.

Я не ставлю никаких возрастных ограничений. Если есть люди даже преклонного возраста, и в которых любопытство не угасает, которым интересно новое и перспективное, то это и для них.

– Приведите пример работы на конкретном учреждении.

– Одной из важных подзадач нашего проекта была цель реализовать в современном учреждении образования, в школе некоторые функции, которые повысили бы качество образовательных услуг.

Поскольку таких учреждений много, то добиться повышения качества и эффективности образования за счет централизации – тоже очень интересно. И поскольку участниками проекта являлись школы, мы выбрали одну из них – №36. На ней мы попросили исполнителя проекта реализовать дополнительный модуль, связанный с образованием – модуль цифровой школы. Удалось получить очень интересные эффекты, которые полезны родителям, детям, педагогам и управленцам в школе.

В Новгородской области создан цифровой Центр управления решениями

Например, запустили модули, которые обеспечили онлайн связь между ребенком и родителем. Связь, которая касается контроля его безопасности – вход-выход из школы, контроль успеваемости. Есть проект «Дневник.ру» – очень хороший и правильный проект, но здесь мы попытались интегрировать финансово-хозяйственную и кадровую деятельность в школе. В школе идет образовательный процесс, в ней есть библиотека, психолог, и совокупность всех этих процессов обеспечивает деятельность учреждения. Если мы все эти процессы начнем улучшать, то мы в целом можем работу школы поднять на качественно новый уровень и обеспечить родителям вовлеченность во все образовательные процессы, которые происходят с их ребенком.

Безопасность, питание – родитель может видеть, что ребенок ест, он может видеть, в каких кружках занимается его ребенок, и более того – быть заказчиком его вовлеченности в эти кружки – оплачивать или не оплачивать те или иные занятия, видя, какой эффект получается от них.

Ребенок, используя единую карту учащихся, может мгновенно получать книжки в библиотеке. И библиотекарю не нужно искать, какие книги ему выданы или не выданы, у него сразу появляется вся информация об этом. Вся деятельность школы становится во многом цифровой, в итоге повышается качество.

Есть, например, еще психологический модуль. Дети могут проходить тесты персонально или в группе, результаты мгновенно обрабатываются, выводы по этим тестам доступны родителям. Я думаю, что это направление мы будем усиливать.

– Кто разработчик системы?

– У нас был заключено соглашение между правительством Новгородской области и компанией «1С» о сотрудничестве. Компания выполнила пилот и продемонстрировала возможность технологических решений компаний для перехода на централизованную облачную систему. Я считаю, что компания успешно выполнила все поставленные задачи. При этом мы не затратили ни копейки бюджетных средств. И еще – мы не собираемся приобретать непроверенные, непротестированные, неопробованные решения.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Новгородские «МаМы» надеются создать свое пространство на улице Попова Дорожные службы находятся в режиме повышенной готовности в преддверии сильного снегопада Кадр дня: 01.12.2017 Мужчин, напавших на цветочный магазин в Боровичах, нашли пьяными в розах Завтра в Старой Руссе планируют установить главную часть долгожданной стелы

Последние новости