Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрации

03.02.2018 19:47 10

Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрации

Вчера, 2 февраля, в Новгородском музее-заповеднике прошла презентация монографии доктора исторических наук Юлии Кантор «Невидимый фронт. Музеи России в 1941–1945 гг.». Книга посвящена военной судьбе музеев от Мурманска до Владивостока — включая историю экспонатов Новгородского музея-заповедника.

Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрацииЮлия Кантор приехала сквозь снег из Санкт-Петербурга — несмотря на простуду и температуру. Она начала с извинений за простуженный голос, но стойко, полтора часа, говорила о книге. Хитрые вопросы («Кто виноват?») ей задавал модератор встречи – профессор Борис Ковалев, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. А зрители тянули руки еще с десятком вопросов, даже звучали воспоминания очевидца о восстановлении Новгорода. Ведь конференц-зал был полон, много знакомых музейщиков и библиотекарей. А в конце презентации они получили экземпляры для своих учреждений. Так что, почитать книгу можно в новгородских библиотеках. Об этом позаботилось ее издательство — «РОССПЭН» (Москва»), специализирующееся на качественной научной литературе.

Из книги Юлии Кантор читатель узнает о суматошной «разгрузке» (слово «эвакуация» тогда не употреблялось) летом 1941 года, когда музейщикам приходилось делать сложный выбор – что как из музейных ценностей помещать в вагоны, число которых всегда было меньше ожидаемого. Причем – не создавая паники.

Книга – это и хроника бытового героизма персонала музеев, которые под бомбами и в голоде заботились о сохранности экспонатов. Эти же музейщики, опережая постановления партии, будили патриотизм своими выставками о славе русского оружия – (как дом-музей Суворова в Кончанском). Это рассказ об оккупантах, которых переплавляли статуи на цветмет, растаскивали экспонаты по карманам, вагонами «перемещали» все ценное в Германию, Испанию, Финляндию… Это рассказ о реставрации и возрождении. Неслучайно в книге помещены фотографии музеев и памятников до и после оккупации, включая и наш город.

Как война пришла в музей: от «разгрузки» и «перемещения» до поиска и реставрации

В послесловии Юлия Кантор пишет, как Испания передала Новгороду крест Софийского собора и про возвращение из Германии «Служебника» 1651 года в Новгородский музей. Книга заканчивается многоточием в прямом и переносном смысле: «Дай Бог, чтобы подобных радостных, но с привкусом горечи, сюжетов становилось все больше. А чудом сохранившиеся «осколки» невосполнимых утрат – уникальные экспонаты – возвращались на свои законные места, в российские музеи, воссозданные несколькими поколениями реставраторов, искусствоведов, историков, архитекторов. Всех тех, кто в буквальном смысле своими руками восстановил связь времени и возродил из руин, из пепла национальное достояние, и тех, кто многие десятилетия не прекращал и не прекращает трудные поиски того, что казалось безвозвратно утраченным…».

Фото автора.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Боровичскую семью бьет током кран в ванной Кадр дня: 08.03.2018 В Окуловке вновь пройдет центральный старт «Лыжни России» Фоторепортаж: «Ночь музеев — 2018» в Великом Новгороде Сергей Сорокин о переменах в новгородском правительстве: «Хочется сменить тренд»

Последние новости